Кризис семи лет: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания

Кризис семи лет: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания

Представляет собой этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Данный этап обусловлен стремлением ребенка освоить социальную роль школьника и выполнять общественно значимую деятельность.

Причины

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения и обусловлен развитием внутренних изменений психики, которые сопровождаются сменой социальной ситуации развития. В этом возрасте у малыша возникает потребность осваивать социальные роли, имеющую значение в обществе деятельность, в данном случае – учебу. В начальном периоде важны внешние атрибуты взрослости. Ребенок начинает отстаивать право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. При этом содержание и смысл поступков остаются скрытыми. У ребенка отсутствует понимание ответственности, последствий, он вступает в конфликт с учителями или родителями.

Еще одной особенностью данного кризисного периода является необходимость принимать запреты, выполнять определенные правила и обязанности ученика. Определение границ дозволенного происходит методом проб. На этом этапе ребенок игнорирует, отрицает и противостоит требованиям старших. Интенсивность проявлений кризисного периода зависит от индивидуальных психологических особенностей членов семьи и преимущественных методов воспитания. Остро переживают кризис дети с легковозбудимой психикой, малыши, подвергающиеся гиперопеке и авторитаризму со стороны матери либо отца. Также одной из особенностей данного периода является появление отвержения прежней роли. Став учеником, малыш отказывается выполнять привычные дела, например, играть с младшими детьми в семье, укладываться спать в положенное время. Разрешение кризиса совпадает с освоением смысла учебной деятельности и взрослости.

Симптомы

Типичными признаками кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, повышенная раздражительность. Ребенок старается подражать взрослым, в результате чего он начинает манерничать и кривляться. Чаще всего движения, фразы ребенка не соответствуют возрасту, смотрятся нелепо, а также становятся нарочитыми и утрированными. В этом случае повторение слов, интонаций, жестов родителей, является апробированием атрибутов взрослости. Стремление изменить установленные правила поведения и способы взаимодействия с членами семьи сопряжены с частым возникновением конфликтов и игнорированием просьб взрослых. После обращения старших малыш выдерживает паузу, стараясь таким образом отсрочить выполнение неприятных обязанностей и правильно выбрать тактику поведения. Ребенок начинает сравнивать права и обязанности членов семьи, обнаруживает несправедливость и начинает открыто выражать недовольство и упрямиться.

На этом этапе поведение ребенка обусловлено развитием непослушания, а отказ от выполнения привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции: был ребенок, стал ученик. Ребенок может начать выбрасывать игрушки, отказывается принимать любимые блюда, не выполняет установленный режим. Своеволие характеризуется появлением сопротивления вопросам и просьбам старших. Формирование самооценки происходит через одобрение или осуждение со стороны окружающих. Малыш часто интересуется мнением старших о результатах своего труда, например, просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. На этом этапе любая резка критика может стать причиной появления неуверенности, пассивности, безынициативности. При тяжелом затянувшемся течении кризисного периода у ребенка может отмечаться появление повышенной возбудимости, расстройство сна и психоэмоциональные перегрузки.

Диагностика

Кризис семи лет первыми замечают родители, близкие родственники ребенка и педагоги. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, однако в тяжелых случаях и при затянувшемся течении может потребоваться помощь специалиста. Диагностика проводится во время беседы, наблюдения и опроса ребенка.

Рекомендации

Кризис семи лет – это естественный этап взросления ребенка. В норме ребенок не нуждается в назначении специального лечения. Во время беседы с родителями специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня, обучения и досуга малыша, который переживает кризис, а также рекомендует пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Взрослые должны признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, а также научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. В тяжелых случаях ребенку могут быть назначены седативные средства растительного происхождения.

Профилактика

Снизить выраженность симптомов кризиса семи лет поможет изменение отношения родителей к детям, также демонстрация уважения, равноправия и предоставление ребенку больше свободы.

Протокол лечения

Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.

Поделиться:

Лекарства

Популярные врачи