Умственная отсталость (олигофрения): причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания

Умственная отсталость (олигофрения): причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания

Приобретенная в раннем возрасте либо врожденная задержка психического развития, которая проявляется нарушением интеллекта.

Причины

Причин возникновения умственной отсталости существует несколько:

генетические нарушения;

внутриутробное поражение плода нейротоксинами;

глубока степень недоношенности;

асфиксия плода;

родовые травмы;

гипоксия головного мозга;

травматическое повреждение головного мозга;

педагогическая запущенность.

Симптомы

У таких малышей наблюдается некорректное развитие эмоционально-волевой и познавательной функций. Олигофрены обучаемы, но обучение у них происходит замедленно и довольно часто, ассоциировано с сильными отклонениями. У ребенка наблюдаются качественные и количественные нарушения психических функций, безразличие к происходящим событиям, патологическая пассивность основных нервных процессов, в связи с этим у детей дошкольного возраста нет эмоционального контакта со взрослыми, они неспособны правильно выполнять действии по словесной рекомендации либо подражать взрослым.

Дети с олигофренией, не получающие корректное обучение, страдают недоразвитием присущих этому возрасту видов деятельности: элементарных трудовых навыков, рисования, лепки из пластилина и конструирования.

Дети с умственной отсталостью склонны проявлять недостаточный интерес к внешнему миру. Предметно-игровые навыки проявляются у детей со слабоумием только в позднем дошкольном возрасте. У малыша ослаблено произвольное внимание, сенсорные навыки развиты слабо и не соответствуют возрасту. Действия у таких лиц хаотичны, они не учитывают особенности предметов либо ранее полученные навыки. Для таких детей характерна узость восприятия, неспособность идентифицировать, наблюдаются замедленное становление и отклонения в речевой деятельности, поддающиеся некоторой коррекции, также может отмечаться недостаточное формирование волевых процессов.

Диагностика

При постановке диагноза применяются диагностические критерии МКБ-10. Диагноз устанавливается на основании обследования ребенка и изучения его моторного, когнитивного, речевого развития и социальных навыков.

Лечение

Специфическая терапия назначается лицам с определенным типом нарушений и установленной причиной их развития. Например, если заболевание вызвано нарушением метаболизма, то больному назначают корректную диетотерапию, если нарушение обусловлено дисфункцией эндокринной системы, то рекомендовано гормональное лечение.

Лекарственная терапия направлена на устранение эмоциональной лабильности или извращенных влечений. Довольно эффективными в этом случае являются лечебно-воспитательные мероприятия и трудовое обучение.

При выявлении у ребенка олигофрении потребуется использование специальных обучающих и социально-адаптационных программ, которые помогут ребенку в дальнейшем приспособиться к жизни в социальной среде.

Профилактика

Для предупреждения развития заболевания беременным женщинам с неблагоприятным анамнезом проводят тщательное обследование. Также определенную роль в профилактике этого нарушение имеет предупреждение заражения беременных женщин вирусными инфекциями, профилактика родовых травм и тяжелых инфекционных заболеваний у новорожденных.

Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.

Поделиться:

Лекарства

Популярные врачи