6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение
Чтобы узнать, что и как влияет на наше обычное поведение, проводится множество исследований. Их результаты иногда шокируют, иногда радуют. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия.
К счастью, знать — уже полдела. Когда вы осознаете, как именно наш мозг воспринимает окружающий мир, принимает решения и реагирует инстинктивно, вы поймете пользу от изучения этих психологических эффектов. Это как проникнуть за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха.
Следующие 6 психологических фактов можно рассматривать как руководство по самосовершенствованию, основанное на базовых настройках мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг, чтобы избежать самых распространенных заблуждений.
Читайте: Психиатры рассказали, какие люди становятся начальниками
Эффект полного провала - вы нравитесь другим больше тогда, когда вы несовершенны.
Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.
Ошибки делают вас привлекательнее под действием "эффекта полного провала".
Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.
Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.
Читайте: 4 идеи, как снизить влияние плохих новостей на здоровье
Практическое применение:
Эффект провала напоминает нам, что ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.
Эффект Пигмалиона — большие ожидания повышают производительность
Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.
Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго классов. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.
В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.
Почему?
Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.
Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.
Эффект получил название "Пигмалиона", в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.
Помните поговорку "Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает"? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.
Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.
Парадокс выбора – чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны
Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие "Парадокса выбора".
Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.
Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.
Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.
Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.
В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором 24. Результаты показали:
- при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
- при большем — только 3%.
Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.
Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:
- лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
- избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
- процесс выбора становится слишком утомительным;
- плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?
Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.
Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.
Эффект свидетеля — чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.
На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.
Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.
Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.
Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.
Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности. Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.
Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотрети и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.
Эффект прожектора — ваши ошибки не так заметны, как вы думаете
Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с "эффектом прожектора", люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.
Для проверки "Эффекта прожектора" команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.
Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.
Психолог Кеннет Савицкий говорит так:
Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.
Эффект фокусировки — люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.
"Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом" — Дэниел Канеман
Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?
Разница существует.
Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.
Это иллюстрирует "эффект фокусировки". В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.
Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.
А на самом деле?
Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.
Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья. На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.
Маркетологи используют "эффект фокусировки" (т.н. "иллюзию фокусировки") на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.
Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим "слона" целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.
Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:
- помнить о перспективе,
- смотреть на проблемы с разных точек зрения,
- и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.
Влияние "эффекта фокусировки" приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.
А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Пишите в комментариях. Предупрежден – значит вооружен.