Как уберечься от менингита
Одной из самых острых новостных тем за последние дни стала вспышка грибкового менингита в США. 11 смертельных случаев при общем количестве заболевших чуть больше сотни – это довольно много. Особенно – для страны с самой дорогой в прямом и переносном смысле медицины, где высокооплачиваемых врачей обгоняет по зарплате разве что президент – уже его министры и сенаторы могут только мечтать о доходах в три сотни тысяч долларов в год. Все эти факторы, несомненно являются весомой причиной проанализировать перспективы профилактики и лечения гипотетической вспышки в масштабах Украины.
Оболочки мозга – мишень для нейроинфекции
Для начала, кратко коснемся вопроса – что представляет из себя менингит. Как известно, мозг не является жестко прикрепленным к внутренней поверхности черепа. Он, так сказать, "плавает" в цереброспинальной жидкости, которая смягчает, амортизирует толчки при резком изменении положения тела. В противном случае, скажем, любой прыжок или даже быстрый бег неизбежно приводили бы минимум к сотрясению мозга.
Тем не менее, между этим важнейшим органом и внутренней поверхностью черепа находятся "посредники" – мозговые оболочки. Непосредственно прилегает к мозговой ткани "мягкая", ее окружает "паутинная" (в которой проходят сосуды и нервы", а сами кости черепа выстилаются оболочкой "твердой". А между этими облочками и находится цереброспинальная жидкость – которая, кстати, ими же и продуцируется и всасывается.
При различных инфекционных заболеваниях указанные оболочки могут воспаляться. Как вместе – так и по отдельности. Впрочем, при серьезной патологии они обычно поражаются "оптом" – так что различение локализации поражения носит больше "академический" характер, практически не влияя на выбор лечения. Более того, воспалительный процесс с оболочек нередко переходит и на само вещество мозга – в этот случае говорят о "менингоэнцефалите". Правда, воспаление мозга тоже бывает изолированным – но это тема для отдельного разговора.
Как проявляется менингит
Впрочем, даже при воспалении одних только оболочек больному не позавидуешь. Важнейшим симптомом в большинстве случаев является сильнейшая головная боль. Кроме того, отмечается "светобоязнь" (глаза режет при взгляде на яркий, даже не солнечный, свет), непереносимость резких звуков. Впоследствии, из-за отека мозга, присоединяется тошнота, рвота. Обычно повышается и температура – порой до 40 с лишним градусов. Что еще больше усугубляет отек. В итоге мозг, спасая себя от гибели, "переходит в спящий режим", когда энергопотребление нервных клеток снижается вдвое. Клинически это проявляется потерей сознания и "комой", патологическим сном, выйти из которого удается далеко не всем и не всегда.
Кроме того, в неврологии определяют и другие специфические симптомы, указывающие на поражение мозговых оболочек. Их довольно много (включая и те, что перечислены выше) – но для неискушенных граждан лучше всего обращать внимание при сильной головной боли и прочем на пару вещей.
Первое – не трудно ли (и вообще – возможно) достать подбородком до грудины? Не тянет ли при этом шею? Если выполнение такой проба вызывает затруднение – это "ригидность затылка", один из важнейших менингеальных симптомов. Правда, надо учесть – что у больного с "цветущим" остеохондрозом согнуть шею вряд-ли получится и без всякого менингита. Впрочем, в любом случае при таком симптоме надо обратиться к невропатологу. Как минимум, от остеохондроза рекомендации даст :)
Второе – болезненность при поколачивании скуловой кости, отдающая в голову. Не обязательно специфичная при менингите – но сигнализируюшая, что с мозгами не все в порядке, начался их отек. Что, возможно, например, и при затянувшемся гипертоническом кризе – да, впрочем, почти при любой инфекции с высокой температурой, но об этом чуть ниже.
Менингиты бывают чаще, чем официально выставляются
Кстати, описанное абзацем выше – не какая-нибудь "экзотика", многие испытали нечто похожее отнюдь не раз в жизни. Например, при тяжелом гриппе с высокой температурой. Часть из симптомов интоксикации при этой болезни вполне укладываются в рамки то ли "менингизма", то ли "энцефалитической реакции". Такие "лайт-диагнозы" обычно выставляются тогда, когда больному не делалось люмбальной пункции (прокола позвоночника в поясничной области с забором цереброспинальной жидкости) для уточнения патологии – а сама она проходила после лечения за несколько дней.
Только ведь и вирусные менингиты и энцефалиты сами по себе, за редкими исключениями, обычно намного доброкачественнее своих бактериальных "коллег". Иногда они проходят без специфического лечения (которого, вообще, от вирусов почти нет) – иногда достаточно просто уменьшить отек мозга и давление цереброспинальной жидкости. То ли мощными мочегонными, вроде маннита – то ли той же люмбальной пункцией. Так больные и выздоравливают с утешительными диагнозами – или даже без них. Хотя при случае (переутомление, смена погоды, стресс и т.д.) последствия перенесенной нейроинфекции могут напомнить о себе головной болью, общей слабостью и прочими проявлениями астенического синдрома.
Менингитом можно заразиться и после насморка
Важный момент – пути и способы заражения возбудителями, вызывающими менингит. В случае с вирусами и частью бактерий – это обычно "гематогенное" заражение, через кровь. Избежать его, скажем так, сложно – особенно, если лечение основного заболевания на данный момент идет без особых успехов.
Однако не менее важны "контактные" пути проникновения инфекции. Например, при воспалительных процессах в носу (особенно, в его пазухах – гайморите), ушах (особенно – "средний" и "внутренний" отит), а также – глазах. Впрочем, в последнем случае любой вменяемый больной и сам побежит в врачу – чего не скажешь о больных "какими-то насморком" или фарингитом, воспалением глотки.
А ведь указанный фарингит может оказаться как раз менингококковым. Попринимай больной после визита к врачу и взятия мазка на бактериоскопическое исследование недорогие антибиотики с неделю – он так фарингитом и останется. А если не лечиться, да еще иммунитет ослаблен – может перейти и в полноценный менигококковый менингит. Лечить который придется долго, дорого – и, увы, без стопроцентной гарантии не то, что сохранения трудоспособности, но даже и самой жизни.
Грибковый менингит – причины и профилактика
Но вернемся к проблеме грибкового менингита. У него есть своя специфика. По большому счету, очень часто, это типично "ятрогенное" заболевание – то есть, то, что вызвано врачебными вмешательствами. Впрочем, чаще виноваты не врачи – а сами больные. Например, заболело горло – пошли в аптеку, купили антибиотик, попили, горло прошло. Красота – что и говорить. Да только ведь обычные антибиотики на грибки не действуют – а последние, не получая "конкуренции" от убитый не только болезнетворных, но и нормальных микробов, нередко "развязывают беспредел", начиная активно размножаться.
Сходный эффект может дать и воздействие стероидных гормонов. Ладно бы их назначали только врачи – а то ведь их модификацию, "анаболики" для накачки мышечной массы нередко применяют и всякие там "культуристы". Да и самый обычный стресс – это тоже в первую очередь выброс кортикостероидов. И все это снижает иммунитет – а грибкам это только и надо.
Вообще, снижение иммунитета почему-то больше всего провоцирует среди прочего именно грибковые инфекции. Настолько – что тот же "криптокококовый менингит" является одним из основных "СПИД-ассоциированных" заболеваний. Хотя, разумеется, грибковым менингитом могут заболеть и вполне здоровые в плане ВИЧ люди.
Особенности течения и лечение
Клиника таких нейроинфекций несколько отличается от обычных. Как правило – отсутствием резкого начала, относительно редкой потерей сознания и т.д. Больные даже не всегда (особенно – у нас) к врачам обращаются. Но это – отнюдь не повод расслабляться. До изобретения специфических средств лечения летальность при данной патологии достигала 100%! Да и сейчас так называемая "ранняя летальность" составляет около 15% - что блестяще подтверждает невеселая статистика из США, упомянутая в начале статьи.
Впрочем, самое печальное, что и ныне с назначением специфических средств наблюдается определенная "напряженка". Не из-за их дороговизны – а из-за сложности диагностики. В большинстве районных больниц, особенно сельской местности, бактериоскопию мазка, взятого из люмбальной пункции, обычно не делают. Да и в случае проведения она дает положительный результат лишь в половине случаев данной патологии. Нужны более современные и дорогостоящие методы диагностики – например, иммунологический. О котором можно мечтать разве что находясь в самых крупных медучреждениях.
А без такой диагностики назначение стандартной при менингите терапии, обычных антибиотиков, может только навредить больному. Как, впрочем, и необоснованное применение мощных антигрибковых антибиотиков в других случаях – как, например, амфотерицина, очень токсично влияющего на печень и почки. Больше везет тем пациентам, которые не успели загрузиться в кому – им почти всегда дают таблетки флуконазола, для профилактики грибковых осложнений антибактериальной терапии. Что может обеспечить спасительный эффект даже в том случае, если лечащий врач думает, что лечит обычный, а не грибковый менингит. А вот если больной уже без сознания – вряд-ли кто-то назначит ему без лабораторного подтверждения тот же амфотерицин внутримышечно.
Так что, несмотря на все достижения современной медицины, грибковые (как, впрочем, и все остальные) менингиты продолжают оставаться серьезной проблемой. И лучшей профилактикой грозных осложнений является ранняя обращаемость к специалистам в случае малейших подозрений на воспалительное заболевание нервной системы.