Как начальство изводит своих подчиненных: 5 болезней офисных сотрудников

16,0 т.
Как начальство изводит своих подчиненных: 5 болезней офисных сотрудников

Во вторник, 28 апреля в мире отмечается Всемирный день охраны труда. Поэтому далее предлагаем вам позаботиться о своем здоровье и узнать о самых распространенных болезнях "белых воротничков".

Последние исследования ученых показывают: для тех, кто работает в офисных коллективах, сегодня наибольшую опасность для здоровья представляют психосоциальные факторы.

Прежде всего, идет речь о межличностных отношениях: горизонтальных - с коллегами и вертикальных - с непосредственным руководителем и более высоким руководством. Нарушения в этих сферах международные эксперты называют "моббингом" (от английского mob — толпа) - когда сотрудника "подставляют" и даже травят коллеги, а также "боссингом" - когда работника изводит начальник, рассказал доктор медицинских наук, руководитель департамента по науке Клинского института охраны и условий труда Надежда Симонова.

Специалисты выделяют пять нарушений здоровья, которые чаще всего встречаются у офисных сотрудников:

1) бессонница;

2) депрессия;

3) гипертония;

4) ишемическая болезнь сердца;

5) боли в шее и спине.

Читайте: Биологи выяснили, где в мозгу отключить чувство голода

"ПРАВИЛО ТРЕХ ВОСЬМЕРОК"

- Традиционно считалось, что шейные и спинные боли - признак остеохондроза, спутника сидячего образа жизни в офисе, - напоминает Надежда Симонова. - Между тем сейчас все больше сотрудников увлекается фитнесом, внимательнее относится к своему здоровью, а число страдающих от боли не снижается. Разгадка в том, что нередко мы сталкиваемся с так называемой болью напряжения: чувствуя себя в офисе тревожно, непроизвольно напрягаем мышцы, организм все время настороже, потому что нужно "сохранять лицо", быть готовым к стрессовым ситуациям (даже если в данный момент все более-менее спокойно).

Увы, такие состояния будут нарастать в условиях кризиса, прогнозируют эксперты. Многие компании объявили о планах сокращать штат и (или) уже делают это. Между сотрудниками растет конкуренция, так что в большинстве коллективов интриги и "подножки" будут встречаться чаще. В итоге повысится риск подорвать здоровье из-за постоянных стрессов, а более неподходящего времени, чтобы болеть, не придумаешь. Как выстоять, не сорваться?

Специалисты советуют сочетать физическое оздоровление и психологические тренировки.

- Когда-то давно наши корифеи-физиологи разделили сутки на три части: 8 часов человеку отводится на работу, еще 8 на сон и оставшиеся 8 - это время отдыхать: бодрствовать, заниматься чем-либо, но только не своей основной работой, - рассказывает профессор Симонова. - Конечно, у некоторых профессия такая, что возвращаешься к ней мыслями в любое время и в любом месте - например, журналисты часто "на автомате" подмечают различные случаи, прикидывая, как в дальнейшем использовать их при написании статей.

Читайте: Биологи открыли, что древние предки человека имели вместо рук щупальца

СОВЕТ

В подобных ситуациях - если работа не отпускает вас круглосуточно - нужно стараться сдерживать себя, рекомендуют эксперты по охране труда. Ориентировкой максимальной нагрузки могут служить нормы Трудового кодекса, разработанные на основании медицинских исследований. В частности, согласно статье 284 ТК РФ при работе по совместительству - то есть в свободное от основной работы время - продолжительность рабочего времени не должна превышать четырех часов в день.

"НЕ ЗАВИДУЙ, НЕ ПОДСТАВЛЯЙ, ПРОЩАЙ"

Что касается психологических тренировок, помогающих избежать "рабочих" стрессов и сопутствующих им заболеваний, то специалисты советуют брать на вооружение принцип, которым в медицине описывают действие лекарств-антидепрессантов: "вокруг ничего не меняется, но я меняю свое отношение к этому".

- Это может показаться необычным, но научиться контролировать свои эмоции, сдерживать как тревогу, так и раздражение в рабочей обстановке помогает следование гуманистическим принципам: будь добр к окружающим, не завидуй, не подставляй, умей прощать, - поясняет Надежда Симонова. Чтобы быстрее "отходить" от стрессовых ситуаций с минимальными потерями для нервов и здоровья в целом, нужно приучать себя быть снисходительным. Для этого - осознать: все люди разные, по воспитанию, по культуре, по условиям своей жизни, судьбе. Поэтому они могут относиться к нам по-разному в силу собственных взглядов, черт характера. Но если мы сами будем относиться к окружающим лучше, то, хоть и не получим прямого ответа - его, как правило, в жизни не бывает - но в конечном итоге все равно будем так или иначе вознаграждены. "Давно замечено: добро ходит по кругу, ты отдашь его здесь, а оно придет к тебе оттуда", - улыбается наш эксперт.

Читайте: Биологи нашли гормон любви и заботы, отвечающий за материнство

СОВЕТ

Сохранить здоровье и рабочее место даже в самые трудные времена помогают профессионализм и самодостаточность сотрудника. Чем более высокая у вас квалификация, тем вы востребованнее, а значит - сильнее и независимее. Такие работники в том числе меньше зависят от мнения окружающих, гораздо реже оказываются объектами придирок начальников (если шеф не самодур, конечно). "Самодостаточного профессионала сложнее подставить и затравить на рабочем месте", - отмечает Надежда Симонова. Так что при любой возможности повышайте квалификацию, совершенствуйте свои навыки. Кстати, как отмечают социологи в сфере трудовых отношений, более компетентные сотрудники больше располагают к себе остальных членов коллектива, например, помогая им консультациями. От вас не убудет, знания никуда не денутся, а улучшение отношений порадует.

Хорошая новость: компьютер на рабочем месте не враг здоровью

Нередко офисные сотрудники переживают: компьютеры в кабинетах натыканы как зубья в расческе, сидеть приходится вплотную к собственным мониторам и системным блокам коллег, наверняка излучение зашкаливает!

- Об опасности можно было говорить в прежние времена, при старых типах компьютеров, а нынешние, с жидкокристаллическими дисплеями, дают электромагнитное излучение в тысячи раз меньше чем предельно допустимые уровни, - успокаивает Надежда Симонова. - Поэтому наши гигиенические нормативы, которые предписывали выдерживать расстояния между рабочими столами с мониторами не менее нескольких метров, устарели.

Разумеется, это не отменяет полезности тренировок для глаз (взгляды вдаль - вблизь и другие), а также элементарной гимнастики для шеи и позвоночника на рабочем месте.

Читайте: Биологи определили точный возраст, когда у человека наступает старость

Источник:Мsk.kp.ru