"Лекарства – не товар. Аптека – не магазин": о приоритетах украинской медицины
Государство должно сформировать выразительные приоритеты лекарственной политики в Украине, а не превращать ее в коммерцию.
Об этом идет речь в статье доктора медицинских наук Алексея Соловьева для "Зеркала недели". Приводим публикацию без изменений:
"Приходя в аптеку, мы должны получать высококвалифицированную фармацевтическую услугу по доступной цене, в стоимость которой должны быть включены назначенные врачом лекарства.
Что касается формирования политики лекарственного обеспечения страны, то практика показывает, что история нас ничему не учит.
Достаточно взглянуть на статистику смертности, чтобы обеспечить постановку целей и задач как для всей системы здравоохранения, так и для системы медикаментозного обеспечения.
В частности, по последним данным Госкомстата, из 588 тыс. смертей в Украине 2018 66,7% – от болезней системы кровообращения, 13,4 – от рака. Если рассмотрим возрастную структуру, то увидим угрожающее состояние с преждевременной смертностью: 30% смертей – лица трудоспособного возраста, а ежегодные потери – 5-7% ВВП в год (!). Это гораздо больше чем средства, выделенные в бюджете на всю систему здравоохранения страны.
И естественно, что приоритет №1 в сфере государственной лекарственной политики – комплексное медикаментозное обеспечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологии и преждевременной смертности.
Здесь на повестку дня выходят физическая и экономическая доступность, качество, безопасность и эффективность лекарств. С одной стороны, врач и пациент должны быть уверены, что выписан препарат не только не повредит, но и поможет победить болезнь, скорее вернуть больного к полноценной жизни. С другой – препарат физически должен быть в аптеке по доступной цене. Его стоимость не может быть непосильным бременем или вообще смертным приговором для самого пациента и его родных и близких.
Практика показывает, что ситуация по этим направлениям требует немедленного вмешательства правительства.
Если мы рассмотрим количество аптек в Украине (21 тыс.) и сравним нагрузки по обслуживанию населения с среднеевропейским показателям (в среднем около 3,5 тыс. человек на 1 аптеку), то у нас с аптеками все ОК. Однако качественная составляющая этих цифр – далеко не радужная. В частности, у нас:
– практически нет аптек в селе, где проживает более 30% населения; сельские ФАПы ограничены в номенклатуре (50-100 названий препаратов широкого спектра) и физически не могут обеспечить доступ ко всем необходимым препаратам;
– из-за непродуманной политикой по борьбе с наркотиками в Украине осталось всего 200 аптек, где можно приобрести сильнодействующие обезболивающие препараты, при том, что у нас почти 80 тыс. пациентов ежегодно умирают от рака, а около 1, 5 млн человек страдают от хронических болей;
– в стране практически не осталось аптек, производящих лекарства по индивидуальным рецептам.
Понятно, что в этой сфере действуют экономические законы, а уровень доходов и демография непривлекательны для развития аптечных сетей в сельской местности. Однако правительство, которое несет ответственность за обеспечение соблюдения конституционных прав граждан, обязано разработать и внедрить систему стимулов и обязательств по развитию указанных направлений. Каждая аптека должна иметь в ассортименте наркотические препараты и лекарства, изготовленные по индивидуальным рецептам. Ведь ни у кого не возникает мысли, что в больнице скорой помощи вам могут оказать помощь в ограниченном объеме. Почему в аптеке такое возможно?
Дополнительными элементами обеспечения физической доступности должны стать доставка почтой (при обеспечении надлежащих условий доставки) и развитие интернет-сегмента, который де-факто существует.
Считаю это приоритетом №2.
Приоритет № 3 (элемент экономической доступности) – создание эффективной системы регулирования цен на лекарства. Сегодня она является самым слабым звеном и не работает на снижение затрат пациента и систему здравоохранения.
За последние 10 лет ситуацию с ценообразованием было системно изучено. Ключевые составляющие следующие.
1. Действующая система регулирования цен на лекарства неэффективна, поскольку устанавливает наценки (оптовые и розничные), а не рассматривает в качестве предмета регулирования цену производителя/импортера (около 75% в структуре цены). В отличие от Украины, в Европе регулируется цена производителя/импортера, а уже потом – оптовые и розничные наценки.
2. Реклама и продвижение лекарств. По итогам 2018 года, вложения фармацевтических компаний в ТВ-продвижение всей продукции (не только лекарств, но и косметики, диетических добавок и т.д.) составили около 26 млрд грн (в ценах прайс-листов). Если к этому добавить стоимость содержания армии медицинских представителей (около 20 тыс. человек), которые отбирают время у врачей во время приема пациентов, стоимость тонн печатной продукции, раздаточных материалов и др., то можно оценить удельный вес таких расходов в стоимости лекарств. Это ложится дополнительным бременем на плечи пациента и государственного бюджета.
Быстро и существенно снизить стоимость лекарств можно, внедрив систему внешнего реферирования цен на все рецептурные препараты, с последующим установлением цены реализации в аптеке. Почему на сигареты можно фиксировать цену, а на лекарства – нет? Надо один раз принять решение и двигаться по намеченному пути.
Приоритет №4 – качество лекарств. В Украине ежегодно ввозится около 100 тыс. серий препаратов и потребляется около 1, 4 млрд упаковок. Большинство импортных серий проходят только визуальный контроль упаковки и маркировки. То есть качество (состав) импортного препарата инспектору не известно (в отличие от отечественных, где каждая серия контролируется в лаборатории, легко проверить). В Европе это сфера ответственности импортера, который обязан обеспечить лабораторный контроль по всем показателям качества за свой счет.
Другой аспект – катастрофическая ситуация с финансированием государственной системы контроля качества лекарств. В бюджете 2020 выделено всего 1,5% от плановой потребности. В лучшем случае этого хватит на проверку 400 серий из 300 тыс. по всей Украине...
Ведь ни у кого не возникает мысли уменьшить финансирование безопасности полетов или атомных станций? Напоминает игру в русскую рулетку – не так ли? Покупая импортные лекарства в аптеке, никто в этой стране точно не знает, что внутри. Предложил бы безотлагательно обеспечить 100-процентное финансирование системы контроля качества и имплементировать европейские нормы в части лабораторного контроля качества импорта.
Последний приоритет, № 5, – эффективность лекарств.
Система допуска лекарственных средств в Украине формировалась еще в начале – середине 2000-х, и если сравнивать украинское и европейское законодательство в этой сфере, то в нем присутствуют значительные "дыры". В результате, под видом благого намерения скорейшего насыщения внутреннего рынка новыми и эффективными препаратами, было "вымощена дорога" для допуска в Украину лекарств без доказанной эффективности, лекарств, запрещенных или ограниченных в обороте в развитых странах (из-за неэффективности, побочные эффекты и т.д.), или продуктов, которые вообще лекарствами не являются.
Приведу лишь один пример. Сегодня в Госреестре лекарственных препаратов насчитывается 1566 международных незапатентованных названий (далее МНН). Из них 256 МНН, то есть 16% (!) есть в сводном перечне продуктов, потребление и/или продажа которых была запрещена, продукты изъяты или строго ограничены в обороте, или не приняты правительствами. Это перечень Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН. Знает ли об этом нынешнее руководство Государственного экспертного центра? Учтены эти ограничения при допуске препаратов на рынок или при подготовке инструкций по их применению? И вообще, почему инструкции по применению лекарств в Украине отличаются от таких же в Европе в части показаний, противопоказаний и возрастных ограничений?
В этом контексте фармаконадзор – это инструмент, который защищает жизнь и здоровье пациента от опасных и неэффективных препаратов. Если в Европе это обычная ежедневная практика сбора данных о побочных реакциях, неэффективности лекарств и т.д., с последующим их анализом и принятием решения, то в Украине такая культура практически отсутствует. Поэтому мы рассматриваем и анализируем не десятки и сотни тысяч случаев, например, возникновение побочных реакций, а тысячи. Для кого-то, к сожалению, это может закончиться трагедией.
И напоследок. Чтобы реализовать указанные приоритеты, достаточно перейти от слов к делу. Выдумывать свой велосипед здесь не требуется. Достаточно системно, без исключений адаптировать европейское законодательство в сфере обращения лекарств и их ценообразования, с учетом рекомендаций ВОЗ. И – вперед, дорогу осилит идущий!"
Как сообщал OBOZREVATEL:
В Украине несколько народных депутатов от фракции "Голос" предложили запустить "параллельный импорт" медикаментов и фактически отменить контроль за качеством части лекарств. При этом до половины всех медикаментов на рынке Украины – пустышки.
Примечательно, что в развитых странах, к примеру, в США, контроль за качеством лекарств был введен еще сто лет назад.
Сейчас, чтобы продавать медикаменты американцам, нужно провести целый ряд исследований и доказать, что это действительно препарат с действующим веществом.
Если же на рынок и попадает подделка, то цена такого бизнеса – штрафы на миллионы долларов.
Что касается Украины, то в ее бюджете на проверку препаратов заложили всего лишь 3 млн грн, чего не хватит даже на избирательную верификацию.
При этом президент Украины Владимир Зеленский 25 ноября подписал закон об усилении уголовной ответственности за фальсификацию лекарств и их распространение.