Зачем нужны сказки?

1,5 т.
Зачем нужны сказки?

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности.

Когнитивная функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний. Волшебный мир сказки – универсальный учитель и наставник для ребенка, малыши 2-6 лет и даже школьники живут в ней, они всегда готовы слушать любимые сюжеты снова и снова и придумывать для старых знакомых героев новые приключения и фантазийные ситуации. А для родителей особенно важна дидактическая роль сказки, которая исподволь заставляет детей учиться на уроках вымышленных персонажей.

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер. Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, родители которых выбирали для чтения детям сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников.

Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка. В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу ценности добра и взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.

Чтобы все эти ценные воспитательные моменты сказки не прошли мимо малыша, старайтесь сделать чтение максимально интересным и увлекательным. Не отвлекайтесь в процессе чтения и не стремитесь прочитать с малышом как можно больше историй. В этом вопросе гораздо более важным является качественный, а не количественный показатель. Даже если Вы решили прочитать сразу несколько историй, постарайтесь сделать так, чтобы между концом предыдущей и началом следующей обязательно присутствовал перерыв, в ходе которого Вы могли бы обсудить с ребенком его впечатление от услышанного или прочитанного, вспомнить основные повороты сюжета, оценить поступки различных персонажей.

Для младших выбирайте простые короткие сказки о животных – «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Курочка Ряба» и т.п. При анализе персонажей, малыш 3-4 лет скорее всего будет оперировать емкими и общим и категориями – «хороший» - «плохой», «злой» - «добрый», старайтесь постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать дурные, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев.

В старшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение волшебным сказкам, а также познакомить ребенка с литературными авторскими сказками. Незнайка и Буратино, Черная курица и Гарри Поттер – сделайте набор этих персонажей максимально разнообразным и многоплановым, это позволит развить у малыша любовь к литературе, обогатит его сенсорный и культурный опыт, даст импульс для творческого развития. Активное чтение и слушание, беседы и тематические игры по сказкам, театральные представления и творческие занятия, на которых Вы предложите ребенку изобразить своих любимых персонажей позволят малышу не только запомнить механически, но и вобрать в себя сказку, проанализировать, извлечь из сюжета определенные уроки.

Следите, чтобы все слова, употребленные в сказке, были понятны малышу. Прежде чем читать неизвестную Вам сказку, особенно детям младшего возраста, лучше хотя бы бегло просмотреть сюжет самому, чтобы быть готовыми к возникновению тех или иных вопросов, сразу отсеять те истории, которые могут испугать впечатлительного малыша. Если Вы видите, что в тексте встречается большое количество устаревших слов или понятий, стоит сделать паузу в повествовании и разъяснить, что каждое из них означает.

Не пренебрегайте старым добрым опытом устного рассказывания сказок, это может потребовать от родителей дополнительной подготовки, но сторицей окупится впоследствии, так как даст малышу редкую возможность не только зрительного, но и полностью звукового восприятия информации, поможет максимально развить фантазию и ассоциативно-образное мышление. Персонажи сказок могут стать участниками полезных развивающих игр для дошкольников. Купив в магазине или скачав в интернете серию иллюстрации к той или иной сказке, можно поиграть в звукорежиссера, роль сказки в воспитании детей попросив малыша озвучить кадры из сказки. Еще одним вариантом задания станет игра «Найди, что не так»: разложите на столе картинки, которые будут иллюстрировать ход известной ребенку сказки, но при этом уберите одну или несколько иллюстраций или сознательно перепутайте порядок их следования. Задача ребенка - найти и исправить допущенные Вами «ошибки». Такие задания не только способны существенно обогатить лексикон, но и становятся важным импульсом к развитию логического и образного мышления, воображения, творческого потенциала, памяти.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам. Ну и конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом – подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Источник: