Чем занять ребенка на улице

597
Чем занять ребенка на улице

Вот сидела в интернете и искала чем же можно занять ребенка на наших прогулках ... Гулять на площадке жарко (как-то строят эти площадки на самом солнышке без деревьев), да и окурков, стеклышек и пробок от бутылок в песке полно((( Благо есть возле дома парк, но дитё и там мается от маминых запретов взять какую-то милую каку в рот...Нашла занимательную статью, может кому-то пригодится

Вижу!

В любое время года можно организовать прогулки таким образом, чтобы малыш научился замечать то, что его окружает, заинтересовался миром вокруг себя. Но лето подходит для этой цели лучше всего. Ведь вокруг столько всего яркого, необычного, интересного: смешные муравьи и веселые бабочки, разноцветные цветы и зеленые листья, крошечные травинки и огромные деревья, солнце, небо, облака… Гуляя во дворе или в лесу, отдыхая на даче или у моря, обращайте внимание крохи на все, что происходит вокруг, называйте встречающиеся предметы, растения, насекомых. Пусть он рассматривает всевозможные цветы, сравнивает листики разных деревьев, узнает, что из желудя вырастает дуб, а из каштана – дерево каштан. Незаменимым помощником в ваших прогулках станет лупа, в которую можно рассматривать все подряд, от травинки до муравья, и, конечно, веселые игры.

Видео дня

Например, познакомьте малыша с понятиями «толстый» и «тонкий» на примере деревьев. Подойдите к березке и предложите крохе обхватить, обнять ее ствол ручками. Получилось? Значит, это деревце тонкое. А теперь попробуем обхватить дуб или старый тополь. Не выходит? Потому что это дерево толстое! Пусть малыш подобным образом «перемеряет» и другие деревья. Работы ему хватит надолго.

Если вы нашли на земле каштан, покажите его ребенку, назовите и попросите отыскать такой же. Юный следопыт с восторгом ринется выполнять вашу просьбу. Так же можно искать, скажем, желудь или шишку. Если вы гуляете с несколькими мамами и ребятишками, предложите малышам посоревноваться, кто отыщет самую большую шишку, желудь, каштан, листочек и т.п. Особенно интересно играть в подобные игры на лесной полянке или на лугу. Рассмотрите с крохой какой-нибудь цветок, например, клевер, ромашку, одуванчик, а затем пусть малыш отойдет от вас в сторонку и попробует найти такой же цветок самостоятельно. Не менее интересно взять с собой на прогулку атлас-определитель растений и попробовать отыскать на лугу те цветы, которые вы дома рассматривали с малышом на картинках. Вот радости-то будет, когда нарисованный клевер вдруг «превратится» в настоящий цветок, яркий и ароматный. Если кроха уже знает некоторых насекомых, поиграйте в такую игру. Радостно и весело скажите малышу: «Кто быстрее найдет на этой полянке бабочку (муравья, пчелку, муху, божью коровку, шмеля, гусеницу и т.д.), тот выиграл (или получит приз)!» Понятно, что малыш отыщет нужную козявку раньше вас. А сколько радости! И сколько несомненной пользы!

Отправляясь на прогулку, сделайте для своего маленького исследователя чудо-браслет из скотча таким образом, чтобы липкая сторона была снаружи. Тогда малыш сможет собирать всевозможные листики, травинки, цветочки и приклеивать их прямо к ручке. Если есть такая возможность, понаблюдайте с крохой за облаками. Расстелите в траве одеяло (лучше всего для этого подходит дача), лягте на него и смотрите на проплывающие в небе облака. Попробуйте представить, на что они похожи. Сначала, вероятно, будет фантазировать только мама. Но вскоре подключится и малыш, стараясь увидеть в белой пышной массе мороженое, кошку, птицу…

Слышу!

Сколько же всевозможных звуков окружает нас со всех сторон, едва мы выходим на улицу! Чем младше ребенок, тем сложнее ему разобраться во всей этой какофонии, выделить из общего городского шума что-то конкретное и понятное. Но нам вполне по силам малышу помочь. Прежде всего, обращайте внимание сына или дочурки на все громкие и яркие звуки. Вот машина проехала вж-ж-ж-ик, а вот посигналила би-би-и-и! А там трактор тарахтит тр-тр-тр, а здесь трамвай грохочет по рельсам тудух-тудух… Вон в небе самолет летит у-у-у-у, во дворе собака лает гав-гав, а где-то на стройке отбойный молоток стучит тра-та-та и сваи забивают ба-бах… Постарайтесь, чтобы малыш услышал нужный звук, осмыслил его, повторил за вами звукоподражание. Это очень полезно для развития речи и расширения представлений об окружающем мире. В следующий раз пусть кроха попробует сам произнести необычный звук, придумать для него подходящее слово.

Малыши очень любят играть с палками. А чтобы кроха случайно не поранился, направьте его энергию в мирное русло. Предложите постучать палкой по стволу дерева, пеньку, скамейке, камню, забору, стене дома. Ребенку будет интересно послушать, какие разные звуки получаются. Потопайте по траве, асфальту, песку, тротуарной плитке. Одинаково ли звучат ваши шаги?

Много звуков в городе, а за городом их еще больше. Только здесь они тише и незаметнее. В солнечный летний денек, гуляя на лугу или в парке, опуститесь с малышом в траву, замрите, прислушайтесь. Можно закрыть глаза. Называйте с ребенком по очереди те звуки, которые услышите. А если он еще совсем маленький, называйте звуки сами. Вы непременно услышите, как стрекочут кузнечики, как жужжат над цветами пчелы, как шелестят в траве невидимые жучки. Послушайте, какой звук издает трава под вашими ногами, как шуршат прошлогодние листья, как трещат сухие ветки и скрипит хвоя. Называйте малышу каждый звук: шелест, шорох, хруст, треск, стрекотание.

Если вы отправитесь на лесную прогулку, непременно прислушайтесь к лесным звукам. Послушайте пение и щебет птиц, а потом попробуйте выделить их голоса из общего шума. Вон кукушка кукует ку-ку, а вот застучал клювом дятел тр-р-р-р. Если слушать внимательно, можно услышать шелест крыльев летящей птицы, звук упавшей ветки или шишки, скрип деревьев… Конечно, слышать все это малыш научится далеко не сразу. Но это и не важно. Главное привлечь его внимание к разнообразным звукам живой и не живой природы, научиться наблюдать и СЛЫШАТЬ.

Ощущаю!

Чем больше всевозможных предметов малыш будет ощупывать за прогулку, тем лучше будут развиваться его органы чувств и интеллект в целом. Поэтому не запрещайте ему брать в руки камешки, палочки, листики, мох, кусочки коры. Это самые полезные игрушки для развития тактильной чувствительности крохи. С ними не сравнятся никакие умные покупные игрушки. Предложите малышу поводить пальчиками и ладошкой по стволам деревьев. У каждого из них разная кора, а, значит, и тактильные ощущения будут разными. Пусть малыш потрогает мох. Крохам очень нравится его мягкая, влажная поверхность, к которой хочется прикоснуться снова и снова. Не запрещайте малышу трогать руками землю, песок, камешки, перебирать и пересыпать их в ручках. Пусть маленький исследователь возьмет в руки дождевого червя и почувствует, какой он холодный и скользкий, ощутит, как щекочут ладошку лапки божьей коровки. Руки можно протереть влажной салфеткой, а вот таких замечательных ощущений малыш не отыщет больше нигде.

Если у крохи нет аллергии на пыльцу растений, нюхайте всевозможные цветы, которые вам попадаются на прогулке. Какие из них пахнут приятно, а какие – нет? Если подул ветерок, скажите крохе: «Вот дует ветер. Что ты чувствуешь? Ветер шевелит твои волосы, ветер холодит твою щечку. Давай подуем, как сильный ветер! А теперь, как легенький ветерок!» Кстати, подобные упражнения хорошо развивают речевой аппарат малыша и являются своего рода артикуляционной гимнастикой. Так что дуйте на одуванчики, всевозможные пушинки, перышки, передразнивайте ветер – все это невероятно весело и не менее полезно.

С детьми 1,5–2 лет попробуйте поиграть в такую игру. Соберите несколько предметов: камешек, шишка, желудь, каштан, листик, цветок и т.п. Разложите все это перед малышом, внимательно рассмотрите и ощупайте. Шишка – колючая, каштан – гладкий и круглый, камешек – шершавый, цветок – мягкий и пушистый. Покажите крохе, как сложить ладошки «лодочкой» и вложите туда какой-нибудь предмет. Пусть малыш пощупает его и, не глядя, определит, что это такое. Не беда, если угадать получится не сразу. Главное ведь не результат…

Творю!

Малышовые рисунки все больше ассоциируются у нас с бумагой, красками и домашней обстановкой. Но летом сидеть дома так не хочется! Да и не надо! Есть масса способов заняться творчеством с малышом на природе. Итак, самое простое и радостное – захватить с собой во двор цветные асфальтные мелки. Кроху просто завораживают линии и кружочки, которые получаются на асфальте. Можно просто черкать в свое удовольствие, а можно что-нибудь посерьезней нарисовать. Например, солнышко или цветик-семицветик.

На прогулку можно взять краски или фломастеры. Редкий малыш не стремится вырваться за границы обычного листа бумаги и опробовать свой талант на столе или стенах. А на улице как раз есть, где развернуться. Рисовать можно на плоских камнях. Разноцветные пятна краски или цветные штрихи фломастера будут на них смотреться свежо и оригинально. Для этого даже не обязательна кисточка. Достаточно ловких маленьких пальчиков. А может с вашей помощью малыш превратит камешек в божью коровку, цветочек, солнышко или спящую кошку? Пусть маленький художник подумает, на что похож тот или иной камень. Вместе вы сможете претворить фантазию в жизнь. А если потом покрыть камни лаком, получатся настоящие шедевры, которые можно сохранить на память о лете или подарить любимой бабушке.

Рисовать можно и водой. Сделайте небольшое отверстие в крышке пластиковой бутылки, наберите в нее воды и дайте малышу. Пусть он сначала просто льет ее на асфальт. Ведь только на улице в жаркий день можно брызгаться в свое удовольствие, не опасаясь получить «нагоняй» от мамы за лужи на полу. А потом нарисуйте на асфальте круг или любой другой контур и предложите малышу «закрасить» его водой. Это непростое задание будет получаться не сразу. Сначала малыш научится попадать струей воды в центр фигурки. Постепенно его движения будут все точнее и увереннее.

Если у вас дома после ремонта осталась малярная кисть, захватите ее с собой на прогулку. Кисть можно купить и специально в любом строительном магазине. Вместе с неполным ведерком воды она станет замечательным художественным инструментом в руках вашего маленького маляра. Покажите малышу, как обмакивать кисть в воду и оставлять на асфальте, стенах, заборах, скамейках водяные полосы. Подобное занятие будет воспринято на «ура». Если день жаркий, и малыш упражняется на освещенном солнцем кусочке асфальта, водяные рисунки будут быстро высыхать и исчезать. Это весьма полезное наблюдение заставит кроху задуматься о причинах таких метаморфоз.

Экспериментирую!

Умение определять время по часам – непростой навык для подрастающего карапуза. Наверняка малыш уже знает, что часы бывают разные: механические со стрелками, электронные со светящимися цифрами и даже песочные, вообще без цифр и стрелок. А вот встречались ли вам настоящие солнечные часы? Нет? Это дело поправимое. Если вы отдыхаете на даче, такие часы легко смастерить вместе с малышом. Уж по ним-то определять время куда веселее! Для этого вам понадобится большой цветочный горшок с землей. Найдите на даче подходящее открытое место и установите там горшок вверх дном. В дырочку на дне вставьте длинную ровную деревянную палочку и облепите отверстие пластилином, чтобы конструкция надежно держалась. Такая палочка называется столбиком солнечных часов или гномоном. Теперь каждый час отмечайте ярким маркером положение солнечной тени на дне горшка и ставьте рядом соответствующие цифры. Часы готовы. В солнечные дни подходите к ним почаще вместе с ребенком. Тень падает на цифру 12? Значит, наступил полдень, и пора идти обедать. «Стрелка» стоит на четверке? Значит, сейчас четыре часа, приближается вечер. Скоро определение времени по таким часам станет для малыша пустяковой задачей. Позже он легко освоит и обычные часы, где стрелочек не одна, а две. Интересно понаблюдать, как движется тень от солнышка в течение дня.

Соорудите для малыша еще одну увлекательную игрушку, которая познакомит его с первыми физическими понятиями, а именно – весом. Возьмите две одинаковые картонные или пластиковые коробочки, сделайте по углам отверстия, проденьте в них плотные нитки и свяжите их вместе. Длина всех четырех ниток должна быть одинаковой. Теперь возьмите обычные плечики для одежды (удобны такие, где на концах есть крючки) и повесьте на каждое «плечо» по коробочке на ниточках. Теперь прикрепляем сооружение на любую горизонтальную палку (перекладина лесенки, ровная ветка дерева) и получаем… Думаю, вы уже догадались: весы. Если «чашки» весов слегка перекошены, уравновесьте их песком. Покажите малышу, как можно взвешивать камешки, палочки, мелкие игрушки, крышечки от бутылок и прочую мелочовку. И пусть пока кроха не до конца понимает, почему же коробочка с маленьким камешком так сильно наклоняется, а «чашка» с огромным цветком оказывается вверху. Но он непременно заинтересуется этим явлением. И задумается. А, значит, очень скоро найдет ответ на свой вопрос…

Двигаюсь!

Трудно представить себе летние прогулки без подвижных игр и развлечений. Любой ребенок – это маленький «вечный двигатель», «бегатель» и «прыгатель». И это правильно! Для малыша, который только начинает открывать мир, движение необходимо как воздух. Чем «шустрее» он будет, тем больше сможет понять, постичь, потрогать ручками и попробовать «на зуб». Всевозможные лесенки, горки, турнички на детской площадке – замечательные снаряды, которые помогут крохе стать сильнее и выносливее. Не зря же они притягивают маленького спортсмена как магнитом. Пусть кроха повисит на турнике, попробует покачаться вперед-назад, поднимет и опустит ножки. Такие упражнения помогут ему укрепить мышцы брюшного пресса. Горки – это тоже не просто развлечение, а штука весьма полезная. И больше всего принесут они пользы, если на крохе надеты старые брючки или шорты. В этом случае маме будет легче с горкой смириться. На горках надо соблюдать определенную долю осторожности и следить за крохой. Малыши обожают лазить по лесенкам. Нужно это всячески поощрять. На лесенке можно поиграть в занятную игру, которую назовем «кошка и мышка» или «зайчик и волк», в зависимости от предпочтений крохи. Малыш будет мышкой, а мама, соответственно, кошкой. Лесенка – это мышкин дом. Здесь она может спрятаться от хитрой кошки. «Кошка» спит в сторонке, мышка «бегает» и пищит. Но вот «кошка» проснулась. Быстрее, «мышка», залезай на лесенку!

Если вы гуляете в лесу или в парке, предложите малышу побегать вокруг вас, а по команде «Назад!» разворачиваться и бежать в противоположную сторону. Можно добавить и команду «Прыг!», по которой кроха должен подпрыгнуть на месте. Ребятишкам постарше, которые уже немного ориентируются в пространстве, командуйте «Направо!» или «Налево!». Эта нехитрая игра учит малыша выполнять словесные команды, развивает внимание и быстроту реакции.

Если вы отдыхаете на даче, устройте для малыша такую необычную забаву. Втайне от него размотайте клубок шерстяных ниток во дворе или в саду, а на конце ниточки привяжите какой-нибудь сюрприз: конфету, новую игрушку, флакончик мыльных пузырей. Расскажите крохе, что ему нужно отправиться в путешествие по саду за сюрпризом. А поможет ему в этом путеводная нить. Дайте малышу в ручки конец нитки и палку. Пусть он наматывает нитку на палку и продвигается вперед. Когда весь путь будет преодолен, а нитка смотана, маленький путешественник получит заслуженный подарок. Это не просто увлекательная игра, а и хорошая тренировка моторики малыша. А теперь пускаем мыльные пузыри, гоняемся за ними и пытаемся поймать ладошками!

Бегаю, прыгаю и… учусь!

Организовать веселые и полезные игры с малышом вам поможет все тот же асфальтный мел. Вот уж действительно незаменимая вещь для летних прогулок с маленькими шустриками. Нарисуйте на асфальте длинную извилистую линию и предложите малышу пройтись по ней, как будто это узкий мост над пропастью. Для самых маленьких рисуйте «мостик» короткий и прямой. Можно нарисовать дорожку из двух параллельных линий и ходить по ней, стараясь не сворачивать с пути. Попросите кроху пробежать по этой дорожке, пройтись на носочках, пяточках, задом, на четырех конечностях, попрыгать передом или боком. А теперь нарисуйте на асфальте контуры больших геометрических фигур и предложите малышу походить по ним. Сначала возьмите кроху за руку и пройдитесь по квадрату, приговаривая: «Мы с тобой идем по квадрату. А теперь побежали-побежали по квадрату!» Потом, стоя в сторонке, давайте малышу задания: «Ну-ка, пробеги по кругу!» Или так: «Беги скорее в треугольник! А теперь в ромбик!» Очень быстро кроха выучит все геометрические фигуры, ведь любые знания, усвоенные детворой через движения, запоминаются гораздо лучше.

А можно и в «классики» сыграть. Игра эта хороша во всех отношениях. И чувство равновесия развивает, и координацию, да еще и считать учит. Попробуем адаптировать ее для 1,5–3-летних малышей. Найдите довольно широкий участок асфальта, расчертите клетки классиков. Они должны быть небольшими, чтобы маленькие детские ножки могли легко совершать прыжки. Конечно, бита нам пока не понадобится. Покажите малышу, как нужно прыгать из одного квадрата в другой, стараясь не наступать на линию. Пусть сначала кроха прыгает двумя ногами. Даже это будет для него непростым заданием. Для большего веселья, посадите в последнюю клеточку игрушку, которая «заблудилась», и ее нужно «выручить» из беды. Совсем маленьким достаточно будет просто переступать через линии. По мере совершенствования, предложите крохе прыгать на одной ножке. Но не расстраивайтесь, если у него не будет получаться. Это сложный, но очень полезный навык, который, как правило, удается деткам ближе к трем годам.

Еще можно дополнительно нарисовать в каждой клетке круг, следы или просто положить по листочку с дерева. Задача малыша – попасть ножками точно в обозначенное место. Здорово, если вы будете прыгать с крохой по очереди, и, конечно, иногда тоже наступать на линию…

Если вы напишите в клетках крупные четкие цифры, то поможете ребенку быстро их выучить и освоить количественный счет до 10. Сначала малыш будет прыгать, а вы – считать, а потом он и сам с удовольствием будет это делать. Точно так же можно писать в клеточках буквы алфавита. Ну-ка, беги в клеточку с букой «А»! А теперь прыгай к букве «М»! Или нарисуйте извилистую дорожку из клеточек, а в клетках напишите все буквы алфавита по порядку. Малыш идет по дорожке или прыгает из клеточки в клеточку и называет буквы, на которые наступает. Согласитесь, что прыгать и одновременно запоминать буквы – это круто! А потом нарисуйте вместе веселую цветную картинку о похождениях мамы, папы и малыша. И чтобы там было много солнца и лета. Чтобы все прохожие восхищались творением художника, такого маленького, но все равно большого-большого умницы…

Источник: журнал «Мама и малыш», №7, 2006 год

disclaimer_icon

Материалы на этом сайте рекомендованы для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты MedOboz гарантируют, что весь контент, который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель – максимально качественно информировать читателей о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний. Призываем не заниматься самолечением, а для диагностики заболеваний и определения методов их лечения советуем обращаться к врачам.

Популярные врачи

Лекарства