Навыки и умения годовалого малыша
Долгожданный момент наступил и ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения.
Несомненно, этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: "Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?". Вот это и выясним сейчас.
Основные навыки годовалого ребенка:
- Малыш может уверенно стоять без поддержки;
- Ходит с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно;
- Активно ползает (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы);
- Ползает по лестнице вверх и вниз;
- Шагает по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого;
- Приседает, выпрямляется, поднимается на ноги из любого положения;
- Залезает на кровать, диван, кресло, спускается на пол.
Познавательное развитие:
- Умеет собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
- Открывает и закрывает крышки баночек, коробок, складывает в них мелкие игрушки, достает обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
- Строит "башню" из кубиков;
- Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.);
- Совершает различные действия с образными игрушками: "кормит", "причесывает", "ругает" (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация);
- Захватывает мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами;
- Катит перед собой игрушку на колесиках, прокатывает мячик;
- Открывает и закрывает дверцы шкафов, достает из них и рассматривает различные вещи, выдвигает и задвигает ящики;
- Подражает действиям взрослого: "причесывается", "красится маминой косметикой", "дует на горячее" и т. п.;
- Подражает действиям сверстников: стучит, хлопает, копает песок и т. п.
Эмоционально-социальное развитие:
- Кроха уже проявляет свои чувства: целует, обнимает маму, папу, любимую игрушку;
- Радуется веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки);
- Узнает всех близких и радуется их приходу;
- Узнает близких на фотографии, показывает пальчиком, где мама, папа;
- Малыш может насторожиться, заплакать при появлении "чужого" человека;
- Листает книжки, с интересом рассматривает картинки, показывает по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку);
- Эмоционально реагирует на музыку: "танцует", "подпевает".
- Подражает мимике взрослого;
- Выражает свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого;
- Смотрит в зеркало, восхищается своим отражением, играет с ним, строит рожицы;
- Подражает взрослым "разговаривая" по телефону.
Речевое развитие:
- Говорит на "детском" языке от 2 до 10 слов, на вопрос "Кто это?" отвечает автономными словами;
- Изображает знакомые звуки и действия: подражает голосам животных, отвечает показом на вопрос "Как Ванечка плачет, поет, танцует?" и т.п.;
- Подражает (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова;
- Подражает знакомым словам, произносимым сверстниками;
- Показывает по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок;
- Выполняет просьбы: "принеси", "дай", "положи", "закрой", "открой";
- Понимает слово "нельзя";
- Показывает по просьбе на называемые предметы в доме;
- Машет ручкой "пока-пока", играет в "ладушки", показывает, как летает птичка (машет ручками), играет в игру "ку-ку" (ладошками закрывает и открывает лицо);
- Знает и реагирует на свое имя.
Бытовые навыки:
- Откусывает и жует кусочки хлеба, сухарика, печенья;
- Пьет самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками;
- Делает первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками);
- Притягивает ручки под кран для умывания, вытирает лицо и руки полотенцем;
- Некоторые малыши при одевании помогают себя одевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство;
- Сигнализирует характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют приведенному списку на все 100%, все детки разные и индивидуальные!