Нарушения речи. Алалия

13,5 т.
Нарушения речи. Алалия

Алалию относят к одним из самых тяжелых нарушений функции речи. В большинстве случаев ребенок с алалией не будет говорить без вмешательства специалистов – любви и старания родителей здесь может быть недостаточно, но их работа остается одной из важнейших составляющих коррекционной методики наравне с медикаментозной и психологической терапией.

Диагноз «алалия» ставится детям, у которых отсутствует речь при сохранении слуха. Причина развития алалии – органическое поражение определенных зон коры головного мозга или их недоразвитие, произошедшее во время внутриутробного развития или периода новорожденности.

Причины алалии

Существует немало установленных причин развития алалии. В пренатальном периоде это интоксикации, нарушения кровообращения в системе плацента-плод, кислородное голодание, травмы матери в области живота, хронические заболевания, неблагоприятное течение беременности в целом, тяжелая наследственность, плохие привычки у матери (алкоголизм, наркомания).

Все эти факторы не только негативно влияют на развитие плода, но и могут причиной осложнений в родах. Сложные по своему течению беременности нередко заканчиваются паталогическими родами и осложнениями в родовом периоде: стремительные и затяжные роды, необходимость применения средств родовспоможения, стимуляции, асфиксия в родах, родовые травмы. Все эти факторы способны вызывать нарушения, следствием которых является алалия.

В периоде новорожденности опасны травмы головы, инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, гепатит), осложнения «детских» заболеваний. Специалисты относят к факторам, влияющим в период новорожденности и раннего периода развития, также неблагоприятную среду, нехватку речевого общения с ребенком (это может быть связано как с социальными факторами, так и с воспитанием ребенка лицами с речевыми патологиями). Однако психологические факторы только усугубляют проблему алалии, в то время как первоначальная причина лежит в органическом поражении клеток мозга.

Симптомы алалии

Симптомы алалии проявляются очень рано, однако они не однозначны и нередко не могут быть правильно интерпретированы даже специалистом. Отмечается общая задержка развития речи: ребенок начинает позже гулить или вообще этого не делает, возникают проблемы с произнесением слов, позже – с построением предложений. Проявляться алалия может и заменой звуков в словах, перестановкой звуков, сокращением слов. У отдельных детей возникает собственная речь, которая совершенно не понятна окружающим.

К счастью, тяжелые формы алалии встречаются довольно редко. В той или форме она наблюдается у 0,1% населения. Исследования позволяют заключить, что мальчики страдают от алалии в два раза чаще, чем девочки.

Симптомы алалии – это не только нарушения речи. Поражение мозга приводит и к более серьезным последствиям, которые могут быть выражены в той или степени. У детей, страдающих алалией, могут наблюдаться и другие неврологические и психопатологические проблемы. Чаще всего дети с алалией отстают и в интеллектуальном развитии.

Основное различие алалии и задержки речевого развития состоит в том, что последняя с возрастом проходит даже без вмешательства специалистов, а алалия сама по себе не исчезнет. Именно поэтому лучше как можно раньше проконсультироваться у специалиста, чтобы не упустить такое важное время для начала коррекционной терапии.

Виды алалии

Специалисты выделяют три вида алалии, заметно различающихся между собой.

Сенсорная алалия. Речь отсутствует из-за неправильной обработки информации мозгом. Ребенок не различает звуки речи, не распознает их. Проблем с восприятием любых других звуков, кроме речевых, не отмечается. Для сенсорной алалии характерно полное отсутствие речи, эхолалии (повторение слов за говорящим, без их запоминания) и крайне невыраженная речь – лепет.

Из-за того, что ребенок не распознает речь, он не понимает, что говорят ему окружающие. Прогноз и методы коррекции зависят от степени сенсорной алалии. В таких случаях требуется также проверка слуха у ребенка для исключения глухоты.

Моторная алалия. Проблемы с речью у ребенка возникают из-за того, что он плохо управляет собственными речевыми органами. Эта проблема не связана с физическим недоразвитием мышц или органов, а является нарушением в работе нервной системы. Ребенок полностью понимает обращенную к нему речь, однако собственная речь затруднена.

В зависимости от степени моторной алалии зависит выбор методов терапии. Если ребенок практически не способен управлять своими органами речи, то возможно полное отсутствие речи. При этом у ребенка отмечается сохранение способности к непроизвольным движениям – у него не возникает проблем с сосанием и жеванием пищи.

Сенсомоторная алалия. Является комбинацией вышеописанных нарушений, которые могут быть выражены в разной степени. Представляет собой наиболее тяжелый речевой дефект, сложно поддающийся коррекции.