Как развивать творческие способности ребенка дома
Как радуется ребёнок, когда взрослый находит время поиграть с ним, заняться чем-нибудь интересным, необычным! Особую радость ребёнку доставляют занятия художественным творчеством, где ему даётся возможность свободно выразить своё эмоциональное отношение к окружающему, свои фантазии и желания.
Рисовать можно чем угодно: сухой кистью, поролоном, мятой бумагой, зубной щёткой, нитками, полосками картона, ватными палочками и даже мыльными пузырями! В аппликации в ход идут макароны, крупа, молотый кофе, гофрированная бумага, нитки, бисер, и карандашная стружка! Попробуйте пофантазировать вместе с ребёнком. Мы, дошкольные педагоги, хотим поделиться опытом и предложить варианты нетрадиционных способов изображения, которые успешно используем вместе с детьми в детском саду. Воспользуйтесь нашими рекомендациями, а затем попробуйте придумать что-нибудь своё.
Каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет ребёнку чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Процесс доставляет ребёнку огромную радость, а результат получается быстрым и эффектным.
Рисование ладошкой
Разведите гуашь в широких блюдцах с небольшим количеством воды. Ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге (бумага должна быть плотной). Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. В отпечатке ладошки можно увидеть различные удивительные образы. Пофантазируйте и дорисуйте недостающие детали. Это может быть солнышко, ёжик, лист дерева, бабочка и многое другое.
Тычок жёсткой полусухой кистью
С помощью этого приёма хорошо изображать предметы с пушистой или колючей фактурой. Ребёнок опускает в густую краску клеевую кисть и ударяет ею по бумаге. С помощью тычка хорошо получаются одуванчики, мимоза, снежинки, салют. Эффектный пушистый зверёк получится, если ребёнку дать силуэт животного и предложить заполнить его по контуру и внутри таким способом.
Техника объёмной аппликации
Объёмная аппликация выполняется из тонкой цветной бумаги – гофрированной или папиросной. В этой технике сделаны густые кроны деревьев, соцветия сирени, мимозы, одуванчик, хризантема. Бумага нарезана тонкими полосками поперёк гофрировки, скомкана и наклеена на цветной фон с помощью клея ПВА. Также выполнены грудки у снегирей.
А если из гофрированной бумаги скатать маленькие шарики, то из них можно сделать ягоды рябины, пятнышки у мухомора.
Граттаж
Эта техника очень хороша для изображения космоса. Возьмите плотную цветную бумагу, лучше всего подойдёт обложка от упаковки картона с каким-нибудь цветным изображением, натрите её свечой, покройте сверху чёрной тушью (добавьте в тушь немного жидкого мыла). Когда основа высохнет, рисунок процарапывается сломанным карандашом, китайской палочкой, зубочисткой до слоя краски. Чёрная тушь вместе с воском снимается и остаётся цветной след. Дети очень любят этот необычный способ изображения. Основу под граттаж выполняет взрослый.
Рисование мыльными пузырями
Разведите в не6ольшой ёмкости с довольно высокими краями гуашь до состояния «жидких сливок”, добавьте немного жидкого мыла. Опустив трубочку от коктейля в раствор, ребёнок выдувает воздух, образуя пузырьки (предварительно объясните ребёнку, как правильно дышать в трубочку, чтобы краска не попала ему в рот). Когда пузыри поднимутся «шапкой” над ёмкостью, надо обмакнуть об них лист плотной белой бумаги, повторить процедуру один или несколько раз, сдвигая бумагу в разных направлениях. Затем рассмотреть полученное изображение и обсудить, на что оно похоже. При необходимости дорисовать детали. В этой технике хорошо получаются снежные фигуры, черепаха, овечка.
«Крупяная” аппликация
Эта техника самая любимая у наших детей. Крупы очень разнообразны и с их помощью можно передать различную фактуру.(Например: греча – колючий ёж, шишка, серёжки на берёзе, геркулес – мягкая кудрявая шубка у овечки, манка – снег, рис – иней на ветке, кукурузная крупа – песок в пустыне или жёлтые птенцы, дроблёный горох – осенняя листва на деревьях, овёс – муравейник, пшеничка – плюшевый мишка и т.д.
Для использования этой техники необходим качественный клей ПВА. Клеевой кистью на лист бумаги (желательно цветной) клеем наносится изображение (например, крона дерева ), затем сверху обильно посыпается крупа, полностью его закрывая. Через несколько минут, излишки крупы аккуратно ссыпаются обратно в ёмкость.
Дети воспринимают этот процесс как волшебство, радуются своему успеху, у них крепнет уверенность в своих силах и желание творить ещё и ещё.
Плоскостная лепка (пластилинография)
Если вы уже давали ребёнку пластилин, то возможно заметили, что ему трудно вылепить необходимую форму. Эти задачи довольно сложны для дошкольника – пальцы ещё слабоваты, да и для обьёмного воображения ещё мало опыта. Предложите ребёнку использовать пластилин на плоскости. Возьмите картон, желательно глянцевый (с него легче снимаются излишки пластилина).Ребёнок по частям наносит изображение на плоскости, размазывая пальцем пластилин в нужных направлениях. Он, практически, «рисует” пластилином. Размазывая пластилин, можно изобразить колючки у ежа, ветки на деревьях, траву, солнце, зубы крокодила, пальцы и т.д. Изготовление пластилиновых картин – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение.
Монотипия (от греческого monos – один, tupos – отпечаток )
С помощью этой техники можно изобразить необычным способом симметричный предмет ( бабочку, цветок, лицо человека ). На половине листа бумаги рисуется половинка бабочки, лист складывается пополам, плотно сжимается, на второй половине симметрично отпечатывается рисунок. Также эту технику используют для получения зеркального отражения природного пейзажа на водной глади озера, пруда. На одной половине листа красками рисуются объекты будущего пейзажа, вторая половина смачивается мокрой кистью, затем лист складывается пополам и проглаживается. На нижней половинке листа отпечатывается отражение. К этому способу можно отнести и кляксографию. На лист бумаги нанести несколько капель краски, согнуть лист пополам и плотно сжать. Развернув лист, можно увидеть причудливые узоры. Такое занятие будет интересно даже самым маленьким детям.
Отпечатки листьев
Ребёнок покрывает лист дерева гуашью со стороны прожилок, затем прикладывает окрашенной стороной к бумаге, прижимает и аккуратно снимает, взяв за черешок. Получается отпечаток листа. К нему можно пририсовать детали (например, ягоды рябины, смородины, жёлудь, усики бабочки, лапки жука и т.д.)
Рисование ватными палочками
Вам понадобятся ватные палочки, гуашь, альбомный лист. Эту технику можно использовать как только ребёнок научится держать в руках палочку. Например, можно предложить к ветке рябины до,рисовать ягодки, заполнить цветными кружочками, которые остаются от ватной палочки, серединку цветка, тучку, изобразить снег, рыбную чешую, глазки. С ребёнком постарше эту технику хорошо использовать в декоративном рисовании, изображая ягоды, цветы.
Рисование мятой бумагой
Вам понадобится штемпельная подушка из поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага, белая или цветная матовая и бумага, которую ребёнок может смять в ладошках, но не слишком тонкая и мягкая, например газета. Ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, передавая фактуру изображаемого – пушистость, мягкость, кучерявость и т.д. Хорошо получаются фантазийные работы «Угадай, на что похоже” с дорисовкой деталей.