Ребенок не разговаривает – когда бить тревогу?
Ольга Азова, доцент кафедры логопедии МПСУ, говорит, что ребенок в год должен говорить 1-10 слов, и знать в пассиве 30-60, но в последние годы эта норма сильно сдвигается в сторону уменьшения.
Если в 70-ые годы все дети в нее укладывались, то уже в 90-е процент сильно снизился. Ученые связывают это с огромным обилием информации, которая сваливается в том числе и на современных детей. Поводом для беспокойства Азова предлагает считать не то, сколько слов ребенок говорит, а то, сколько он их понимает, реагирует ли на простые просьбы, например «принеси бутылочку», «идем мыть ручки»». В год ребенок должен реагировать на свое имя.
Дети «накопители» - те, которые долго молчат, а потом вдруг начинают активно разговаривать, тоже «порождение» эпохи обилия информации и гаджетов. И хотя в целом в этом нет ничего опасного, к логопеду Азова обратиться все же советует. «Допустим, ребенок начал говорить после трех лет – это не значит, что не будет никаких потерь. Если бы он заговорил раньше, то к трем годам мог бы знать уже больше. К тому же, если речь вдруг начинает развиваться так интенсивно, есть риск развития заикания – лучше показаться».
Ольга выделяет несколько «точек» нормального развития речи у детей, на которые родители могут ориентироваться и понимать, стоит ли бить тревогу.
• 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. • 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов. • 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов. • 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть. • 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи. • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха. • 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки. • 6 лет – хорошо развитая связная речь. К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.
Чтобы помочь ребенку “заговорить” Ольга рекомендует устраивать простые игры, проговаривать в игре все слова. “Если ребенок совсем маленький, вам нужно сесть так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию. Старайтесь говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Упрощайте свою собственную речь до двухсложных слов типа «мама», «папа», то есть обувь можете называть коротким словом «боты», собаку – «ава» и так далее, попробуйте придумать сами. Обязательно должно быть упрощено имя ребенка: не Дементий, а Дема, не Арсений, а Сеня. Упрощайте слова и по артикуляции, например, употребляйте слова с теми звуками, которые ребенок уже умеет говорить, то есть с «п», «м», «б», это звуки, которые первые появляются в речи детей всего мира. Придумайте какой-то совместный альбом, вклеивайте простые картиночки или фотографии родственников и коротко их называйте и по имени, и кто какой член семьи. Выстраивайте коротенькие схематичные предложения. Если уже набрано много названий животных, скажем, «киса», «ава», «петя» – петушок, «ло-ло» – пингвинчик, «миша» – медвежонок, то можете к ним добавлять короткие слова-действия: «иди, миша», «иди, петя» и так далее. И постепенно ребенок поймет алгоритм простой речи”