Отношения матери и ребенка. Понимание с первых дней

669
Отношения матери и ребенка. Понимание с первых дней

Когда ребенок был в животе у матери, он чувствовал себя защищенным, ему всегда было обеспечено питание, было ощущение комфорта. Но потом ребенок появляется на свет, где ему все страшно, где нет ничего, что было раньше, все новое и непонятное. Ребенок не осознает себя по отношению к пространству и миру, т.е. он абсолютно беспомощен. «И вот путеводителем, который проводит его в этот мир, является мать. Кто-то может сказать, что этим путеводителем может быть и няня, но с точки зрения психоанализа, которого я придерживаюсь, это должна быть только мама», - рассказывает психолог.

С первых дней, ухаживая за ребенком важно смотреть на него, улыбаться, рассказывать ему о себе, о нем и обо всем вокруг. «Многие думают, что, когда ребенок совсем малютка, ему неделя от роду или 10 дней, он никак не воспринимает происходящее вокруг. Да, действительно, он не понимает, о чем говорят, но он уже воспринимает интонацию, голос, и такое общение очень необходимо», - считает Юлия Курбатова.

Новорожденным, чтобы чувствовать себя комфортно и испытывать положительные эмоции, часто бывает недостаточно общаться с близкими только «по-деловому» - при смене пеленок, купании или кормлении. «В общении матери с ребенком не должно быть механических действий: поменяла пеленку, положила в кроватку и пусть спит. Мать должна напевать песни, рассказывать что-то, ведь ему очень важно чувствовать, что мама рядом», - отметила психолог.

Что же может произойти, если контакт матери с ребенком очень слабый? Конечно, здесь все происходит индивидуально, но все-таки психологи заметили некоторые тенденции. «Так, например, повзрослев, человек не ощущает себя защищенным, если в детстве не чувствовал себя в безопасности, он может чувствовать к себе какую-то постоянную нелюбовь, у него могут быть не налажены социальные контакты, он может не уметь вообще общаться с людьми, может быть агрессивным. Конечно, для каждого человека все индивидуально, но нежелательные последствия все-таки очень реальны», - отмечает психолог Курбатова.

«Помимо этого, если не будет эмоционального контакта в детстве, возможны в будущем, когда человек уже станет взрослым, трудности в общении с окружающими. В каких-то ситуациях он будет вести себя определенным, возможно, неадекватным образом, потому что на бессознательном уровне остаются воспоминания, что мама, как говорится, недоцеловала, ушла в другую комнату, когда ребенок сильно плакал. Мало того, что это может потом выражаться в отношении к матери, но и похожие на мать люди, которые встречаются на пути, будут восприниматься так же агрессивно, как она.

Также обделенный вниманием повзрослевший уже человек может все время бояться, что кто-то от него уйдет. Например, взрослая женщина, которую мать когда-то в детстве бросала одной в комнате, и пусть даже мыла посуду и не слышала, что ребенок долго плачет, такая женщина будет все время бояться, что муж куда-то уйдет и не вернется. И этот страх может доходить даже до паранойи, на этом фоне могут возникать различные невротические заболевания. Мало того, как раз в первые месяцы жизни у ребенка может сформироваться такое заболевание как аутизм, которое проявится чуть позже», - отмечает Курбатова.

Рекомендации по установлению контакта с ребенком очень просты и знакомы каждому. Более того, часто выполняются интуитивно, просто из-за любви к своему малышу. Однако стоит упомянуть несколько базовых моментов, которые помогут матери и ее сыну/дочке стать по-настоящему родными людьми.

1. Рекомендуется, когда ребенок маленький, и мама прикачивает его на ночь, уложить его в кроватку после того, как он заснет, а под утро, когда ребенок просыпается, желательно, чтобы он досыпал рядом с мамой, т.е. чтоб она положила его к себе в кровать, и он проснулся вместе с ней.

2. Ухаживая за ребенком, важно смотреть на него, улыбаться, рассказывать ему о себе, о нем и обо всем вокруг. Для него в этом возрасте общение происходит также через прикосновения, поэтому важно гладить его, брать на руки.

3. В возрасте 1-2 месяца ребенок начинает отличать мамин голос и запах от других людей. Желательно, чтобы мама в это время пользовались одними и теми же духами, потому что если малыш привык к одному запаху, то ему будет очень сложно понять, что мама может пахнуть и по-другому.

4. Сейчас большинство ученых придерживаются мнения, что кормить ребенка нужно не по часам, а когда ему этого хочется, т.е. ребенок может сам понять, когда он голоден, и будет об этом сигнализировать. Здесь очень важным моментом является то, что мама должна уметь распознавать знаки ребенка, понимать, что он хочет кушать или у него что-то болит. Этот контакт выстраивается с первых дней рождения, и зависит от того, насколько много времени проводит мать с ребенком, как она реагирует на него, общается с ним, как часто они друг на друга смотрят, т.е. насколько близок между ними зрительный и эмоциональный контакт. Чем ближе будет контакт, тем лучше мать будет распознавать знаки ребенка. Если же, например, у ребенка болит живот, ему плохо, а мама пытается заставить его поесть, когда он не хочет, то тут тот контакт, который был налажен, понемножку начинает рушиться, хотя бы потому, что нервничает ребенок и начинает нервничать сама мать.

5. Если ребенок волнуется и показывает какое-то беспокойство, мама должна находиться как можно ближе, чтобы ребенок чувствовал, что мама рядом: спеть песенку или просто наклониться к нему, но очень близко, чтоб он видел лицо мамы и чувствовал поддержку. Многие не хотят слишком часто подходить к ребенку, чтобы якобы не разбаловать и не потакать его капризам. «По моему мнению, о каком контакте можно говорить, когда ребенок просыпается, открывает глаза, рядом с ним никого нет, и он начинает просто бояться, он не чувствует себя защищенным и начинает плакать. И мама должна подойти. В это время формируется базисное доверие или недоверие к миру, и если не идти к ребенку, когда он этого хочет или когда боится, то в это время и формируется базисное недоверие к миру», - подчеркивает психолог.

6. Между матерью и ребенком очень важным инструментарием является материнская грудь, она становится своеобразным мостиком между двумя родными людьми. Если мать кормит бутылочкой, она должна тоже устанавливать с ребенком эмоциональный контакт, смотреть на него, улыбаться.

7. По поводу нянь каждый специалист придерживается своего мнения. Но если заводить няню, ее вхождение в семью должно быть очень дозированно, мать все равно должна много времени уделять ребенку. До года или даже до полутора ребенок полностью привязан к матери: он не может учиться общаться с другими людьми без матери, не может правильно развиваться, потому что он это делает через мать, ориентируется на нее.

«Считается, что у матери с ребенком вырабатываются свои определенные глубокие отношения на всех уровнях: бессознательном, сознательном и подсознательном. И такой эмоциональный контакт может быть построен только с матерью, он же не был в животе у няни все 9 месяцев?», - отмечает Юлия Курбатова.

8. В первые месяцы жизни малыша важным является элемент изучения собственного тела. Роль отца для ребенка также очень важна, поэтому желательно, чтоб он тоже занимался ним. Кроме того, что он помогает ухаживать за ним, он может помочь малышу в изучении своего тела, например, делать ему зарядку, массаж, играть в такую популярную игру многих пап, как «самолетик».

И еще один не менее важный момент: контакт, опека, любовь – все это не должно переходить в ежесекундные действия. Если ребенок спокоен, его ничего не беспокоит, то стоит давать ему время немного побыть одному, он ведь тоже уже хоть и маленькая, но личность, которой со временем нужно будет все больше свободного пространства. И главное – психически здоровая личность будет развиваться только тогда, когда вокруг нее будут такие же здоровые, веселые и любящие