Школа: как сохранить нервы, здоровье и деньги

Школа: как сохранить нервы, здоровье и деньги

Начало учебного года – это всегда определенный стресс и для школьников, и для их родителей. Летний период отдыха, ничегонеделания, тотального релакса и развлечений сменяется сумасшедшим ритмом учебного процесса.

Кроме сугубо ментальной, психической нагрузки имеется и другая – вирусная: как известно, большое скопление детей – идеальная среда для распространения инфекций.

И, наконец, с началом учебного года начинаются и разнообразные поборы с родителей.

С вопросом о том, как сохранить нервы, здоровье и деньги всем причастным к школьному учебному процессу, "Обозреватель" обратился к психологу, врачу и адвокату.

Ищите позитив, распределяйте учебную нагрузку и давайте ребенку свободное время

Психолог Оксана Павленко

Прежде всего, важно само отношение к 1 сентября. Люди заранее готовятся к какому-то стрессу, к какому-то негативу. Это очень хорошо видно на примере первоклассников. Ребенку говорят: "Вот пойдешь в школу – увидишь". Эту ошибку не должны допускать не только родители, но и все члены семьи.

Нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах пребывания в школе.

Конечно, иногда в школе бывает сложно, но на самом деле есть много плюсов, которые мы выбрасываем, которые забываем, о которых мы не упоминаем вообще. Согласитесь, все равно школа связана с какими-то удовольствиями. Прежде всего, это встреча с друзьями, с одноклассниками. Понятно, что у каждого ребенка свои интересы, и мы как родители должны их знать. Если мы будем культивировать это, мы переводим ожидание школы с минуса на плюс, и ребенок идет в школу с радостью.

Разумеется, существенно возрастает интеллектуальная нагрузка. К сожалению, здесь мы "прыгаем". Во время школьных каникул мы стараемся не нагружать ребенка – надо же ему отдохнуть. Но 1 сентября мы не только ведем его в школу - к нему сразу же приходит репетитор, он сразу же начинает посещать несколько кружков.

В идеале было бы желательно входить в эту нагрузку хотя бы на протяжении месяца. Ведь ничего страшного не будет, если занятия с репетитором начнутся с октября, а не с сентября. Или, если это возможно, на какой-то кружок можно пойти в середине августа.

И самое главное – ребенок должен иметь свободное время. Сейчас многие родители убеждены, что этого быть не должно. Дескать, потому что это опасно, потому что ребенок может попасть в плохую компанию, может заняться тем, что не надо, набраться в интернете плохого и т.д. Поэтому мы забираем у детей свободное время.

Но должно же быть время на формирование личности. Когда оно происходит? В школе, на уроках? Нет. На переменах, когда дети начинают взаимодействовать. Дорога из школы домой – это единственное свободное время половины наших детей и единственная возможность пообщаться с друзьями.

Родители жалуются на то, что дети сидят в интернете допоздна. Но посмотрите расписание своего ребенка – разве у него есть другое время на общение с другими детьми?

Поэтому очень важно, чтобы у ребенка было свободное время. Более того – было бы желательно оставить какой-то отрезок свободного времени каждый день. Мы загружаем целые дни ребенка. Даже мы, взрослые, после того как приходим с работы, нуждаемся в какой-то паузе, чтобы прийти в себя. А ребенка мы оставляем без этих зазоров. Мы оптимизируем его график. Нам кажется, что мы действуем во благо, но это не так.

Иногда ребенку хочется просто сесть, посмотреть телевизор или зайти в интернет. Нам кажется: ну что там может быть интересного? Но это время, когда он может о чем-то подумать, что-то проанализировать. У него ведь в школе есть какие-то взаимоотношения, он переживает. Как это ни странно звучит, но ребенку нужно время, чтобы испытывать эмоции. Особенно это важно для подростков, для которых эмоции – самое главное.

Если психика не выдерживает, сделайте ребенку выходной

Врач-педиатр Алексей Максименко

Насчет стресса от начала учебного года, то здесь все очень индивидуально. Некоторые дети отлично себя чувствуют в коллективе, некоторые – некомфортно. Как и нам, взрослым, детям нужно разное количество внимания окружающих. Некоторые любят побыть наедине, и вливание в коллектив для них уже стресс. Другие, наоборот, страдают от одиночества и рады побыть в окружении людей.

Надо смотреть по ребенку. Если он склонен к спокойным играм, то его психика может не выдерживать большой нагрузки. Если вы видите, что ребенок устает в первые 2-3 дня, если после посещения школы на него накатывает сонливость, если появляются головные боли, рассеянность, если он не способен сконцентрироваться – я уже не говорю о том, чтобы делать какие-то уроки, - то, наверное, стоит дать такому ребенку возможность отдохнуть день-два или неделю. Если видите, что идет перегрузка нервной системы, дайте ему время на адаптацию. Тем более что во многих школах первые 2-3 дня учебного года можно отсутствовать без медицинской справки.

Все психические и психологические нагрузки необходимо свести до минимума. В семье, в доме должно быть спокойствие, уют, никаких скандалов и криков, никаких просмотров ужастиков и прочего.

Насчет болезней. Прежде всего, очень важно, чтобы в класс вводились только здоровые дети. В идеале за этим должен следить медработник – в элитных школах так и есть - перед тем как ребенок садится за парту, его осматривает медсестра. Если она видит признаки заболевания, она не допускает ребенка к учебному процессу. В обычных школах это невозможно, потому что там по 40 детей в классе. Поэтому желательно поговорить с учителем, чтобы он замечал заболевших детей, проводил беседу с родителями и не допускал таких детей в класс.

Необходимо обращать внимание и на размеры класса. Если дети сидят скученно, это будет вызывать дискомфорт. Кроме того, процесс распространения инфекции будет намного более быстрым. Желательно, чтобы дети сидели как можно дальше друг от друга.

Если говорить о противовирусных препаратах, то я бы сказал так: мы живем по критериям доказательной медицины. Нет препаратов, которые с доказанной эффективностью давали профилактику против вирусных инфекций. Единственная профилактика против гриппа – это вакцинация, но ее надо делать ближе к зиме. Каких-то волшебных профилактических таблеток пока не придумали.

Главное, чтобы ребенок за лето оздоровился, чтобы не шел в школу истощенным, например, сразу после длительных перелетов. Скажем, вы отдыхали в Таиланде, сегодня вернулись, а завтра ребенку надо идти в первый класс – наверное, это неправильно. Ребенок должен быть полностью адаптирован.

Школьные поборы: сначала задайте директору этот вопрос

Адвокат Ярослав Куц

Насчет школьных поборов я могу сказать следующее. Конституция Украины гарантирует образование каждому гражданину. Другое дело, как к этому относятся другие участники этого процесса. Любое государственное обучение предполагает присутствие в социуме и ребенка, и фактически родителей по линии родительских комитетов.

К сожалению, сложилась практика, что решения о сборе средств, как и на уровне государства, в школе принимаются большинством голосов. Проголосовал родительский комитет, что нам надо собрать деньги на какое-то улучшение – и люди платят.

Хотя на самом деле, как показала практика прошлого и позапрошлого года, большинство школ не расходует бюджет, который выделяется государством на реконструкцию. Администрация школ рассуждает так: зачем им связываться с Государственным бюджетом, проводить тендеры, составлять сметы и прочее, если есть родители, которые могут сделать для школы то же самое, и директор не будет нести за это никакой ответственности.

Но на самом деле от этого можно отказаться.

Моя рекомендация как отца такова: все-таки находить консенсус и помнить, что ребенку надо будет жить в этом коллективе, что улучшение мы делаем для наших детей. Но перед тем как скидываться на любые улучшения, перед тем как принимать решение, платить или нет, необходимо четко понимать, на что эти деньги будут потрачены и почему администрация школы не может их привлечь от своих отделов образования и министерства образования или от органов местного самоуправления.

Есть и другая категория: иногда просят деньги за то, чтобы ребенок поступил в школу. В таких случаях деньги не нужно платить. Наоборот, нужно предупреждать руководителей о том, что вы будете обращаться в правоохранительные органы, в полицию и управление защиты экономики – это их прерогатива. Как показывает наша практика, фактически ежедневно происходит арест таких должностных лиц от образования.