Лилия Гриневич: полностью обновленными школы станут через 10-20 лет
12 лет обучения в школе, два иностранных языка, переход от искусственной перегрузки детей голой теорией к практике и электронные учебники... В 2018 году в Украине первые ученики должны пойти в новую школу, приближенную к европейскому образцу. Но, как и в любой реформе, все это будет возможно только при соблюдении нескольких критически важных "если". Обо всем этом Лилия Гриневич, министр образовния и науки, рассказала в интервью ЛІГА.net.
- Все, что в Украине говорят о реформе образования - вода. Никаких конкретных предложений, сроков, обсуждения общественности. Так что планируется?
- Мы сейчас готовим концепцию новой украинской школы. В августе состоится ее обсуждение. Она должна быть в таком формате, чтобы ее могли понять работодатели, родители, педагоги - все, кого интересует образование. Мы работаем над этим документом.
На самом деле, формат реформы прописан в законопроекте об образовании. Когда я еще возглавляла комитет по вопросам науки и образования в Верховной Раде, мы подготовили законопроект, и в нем выписаны все нюансы реформы. Но вы правильно говорите: чтобы реформа была понятна всем, она должна быть в целостном коротком понятном документе.
- Почему этот законопроект до сих пор не принят? Это же не судебная или прокурорская реформа, где очень сильно политическое антилобби. Что мешает?
- Этот законопроект очень важен для Украины. Его принятие разблокирует очень много вопросов, связанных с процессом децентрализации, усилением автономии школ, повышением оплаты труда и повышением статуса педагогов, изменит общий подход к образованию. В частности, в законе прописан компетентностный подход, перечислены восемь компетенций, уже давно принятых в Европейском Союзе как основные для обучения на протяжении жизни.
Поскольку законопроект три года согласовывали не только с экспертами, но и с общественностью,существенных замечаний к нему нет. Если же у кого-то из депутатов возникают уточнения или коррективы, то их можно спокойно внести между первым и вторым чтением. Очень надеюсь, что в самом ближайшем времени у народных избранников все же получится принять его. В Европе 11-летка осталась только в трех странах: России, Беларуси и Украине. Это те страны, которые в 21 столетии продолжают применять подход передачи и воспроизведения знаний
- В чем основная идея школьной реформы в Украине?
- Сменить цель школы. Сегодняшняя школа начиняет детей огромной суммой знаний, но не формирует целого ряда компетенций и умений, которые нужны современному человеку в 21 столетии. Комплекс таких компетенций уже четко определен, например, в ЕС. И нам изобретать украинский велосипед не надо. Просто пора признать, что наша школа находится в кризисе и не может идти дальше по пути воспроизведения знаний. Раньше основным источником знаний был учитель. Теперь наши дети совсем другие, они живут в информационную эпоху и начинают пользоваться гаджетами раньше, чем идут учиться.
Поэтому проблема не в том, как получить знания, а в том, как критично оценить информацию, использовать, где ее правильно искать. В связи с этим меняется и роль учителя, и содержание образования - все усилия должны быть направлены на формирование компетенций. Это такая сумма основного ядра знаний, умений и навыков, которые позволяют решать жизненные проблемы. Например, математика нужна не только как голая теория, а и на практике: чтобы правильно рассадить сад, или посчитать семейный бюджет, или спрогнозировать доходы от размещения денег в банке. То есть мы должны сохранить основу фундаментальной науки, а она была хорошей в советской школе, но при этом избрать ядро знаний, необходимых ребенку, и научить их применять в жизни.
- Какие предметы в школьной программе сейчас лишние, а каких не хватает?
- Понятно, что дети обязательно должны изучать родной язык, один - а лучше два европейских языка, математическую грамотность, важен акцент на изучении естественных наук. Но есть то, что наша школа упускает. Это финансовая и предпринимательская грамотность, работа в команде, умение учиться в течение жизни. И очень важно, чтобы школа смогла это дать. Для этого нам нужно новое содержание образования. Мы уже начинаем работу над новыми стандартами образования, которые должны заработать с начальной школы в 2018 году. Это начало внедрения новой школы.
- И в 2018 году первые дети пойдут уже в 12-летнюю школу?
- Да.
- И бывший министр Сергей Квит, и вы являетесь сторонниками перехода на 12-летнюю систему обучения в школах. Но в экспертной среде этот вопрос скорее дискуссионный, а большинство родителей категорически против: это приведет к неконструктивной перегрузке детей. Лучше было бы убрать лишние предметы и освободить время для современных дисциплин. Так в чем необходимость? Зачем добавлять лишний год?
- Добавлять его в той школе, которая существует сейчас, категорически нельзя. Дети действительно перегружены информацией. Это имеет смысл только в формате новой школы, которая базируется на компетентностном подходе.
В Европе 11-летка осталась только в трех странах: России, Беларуси и Украине. Это те страны, которые в 21 столетии продолжают применять подход передачи и воспроизведения знаний. А этих знаний так много, что дети быстро теряют интерес. 12 лет - это та продолжительность обучения, которая дает ребенку возможность без потери здоровья, в спокойном ритме освоить набор навыков и знаний, нужных в современной жизни. Ведущие образовательные системы, опираясь на опыт, пришли к выводу, что с 6 до 18 лет, то есть до совершеннолетия, человек должен обязательно учиться.
- Как это будет выглядеть?
- Если говорить об этапах, то это будет четырехлетняя начальная школа, пятилетняя средняя школа, и последние три года отдаются под профильное образование.
- Что изменится в начальной школе?
- Она будет разбита на два цикла, по возрастным особенностям детей: 1-2 и 3-4 классы. От этого будут отталкиваться учителя в методиках преподавания и оценивания детей. Превалировать будет словесное оценивание, без оценок. Нам очень важно укрепить позитивную самооценку наших детей. Дело в том, что когда мы их так неоправданно перегружаем, дети начинают сомневаться в себе. Очень часто это заканчивается психологической травмой, которую они тянут за собой всю жизнь.
Буквально со следующего учебного года, не ожидая начала реформы школы, мы начинаем работать над разгрузкой программ от лишней ненужной информации и терминологии, которая не отвечает возрастным особенностям детей. Кроме того, мы решили разрешить первоклассникам писать карандашом. Всем родителям известны такие многострадальные моменты, когда ребенок написал полстраницы, ошибся, вырывает страницу и переписывает. Они только учатся писать, и должны иметь право на ошибку, и не бояться этой ошибки. Что-то не так написали - стерли резинкой и исправили. Это практика, принятая в ведущих образовательных системах. Обучение должно быть для ребенка интересным занятием, а не процессом, который его постоянно травмирует. Да, ребенка надо учить работать, и это, конечно, выход из зоны комфорта, но учеба не должна сопровождаться постоянным стрессом.
- Писать карандашом разрешат уже в этом учебном году?
- Да. Мы сейчас готовим рекомендации для обучения в начальной школе, и предложим учителям в первом классе разрешить детям писать карандашом, а дальше - на их усмотрение, по готовности ребенка. Мы понимаем, что для украинской школы эта идея инновационная, но во многих частных школах дети уже не первый год пишут карандашом. Так же делают школьники в Финляндии, Канаде, и это не мешает их детям демонстрировать чудесные успехи в среднем образовании на международной арене.
- Что будут учить дети в 3-4 классе?
- Предметы должны получить больше междисциплинарных связей. Когда изучается конкретная тема, она должна охватываться сразу несколькими предметами. Это очень важно для этапа 3-4 класса. Например, если изучается лес, то это могут быть тексты на чтении, задания на математике, природоведение, о лесе они могут говорить с точки зрения безопасности. Тогда у ребенка создается целостная картина мира.
Очень важно, чтобы начальная школа была одинаковой для всех. Я категорически против того, что сегодня мы проводим конкурсы для шестилетних детей, чтобы они попали в школу с углубленным изучением иностранного языка. Во-первых, это неравенство: получается, что государство вкладывает разное количество денег в детей в зависимости от того, куда они попали. Во-вторых, успешное прохождение конкурса в 6 лет определяется исключительно местом рождения, наличием специализированной школы и социальным статусом родителей, смогли они подготовиться или нет. Я считаю, что это углубляет неравенство. Мы должны создать такую начальную школу, которая давала бы качественное образование всем детям. Нам надо увеличить часы иностранного языка для всех, а не только для элитарной группы. И эта школа с новым содержанием должна быть доступной для всех детей.
- Какой будет средняя и старшая школа?
- Средняя школа - до 9 класса. Она должна заложить основную базу образования по всему спектру необходимых предметов. Потому что уже после 9 класса дети будут делать выбор: по какому профилю учиться дальше, что им больше по душе - математические или гуманитарные науки, или же они захотят до окончания школы получить первую профессию. Им надо будет помочь определиться с этим выбором. Мы поняли, что после 9 класса надо внедрять предметное тестирование, что-то вроде ВНО, и выявлять их склонности.
И, наконец, профильная школа: 10-12 класс. Она будет делиться на два направления. Первое - это обучение в академическом лицее, где ребенок изучает определенные предметы и сможет потом продолжить обучение в университете. Второе - профильный лицей, когда параллельно со средним образованием он сможет получить первую профессию и в 18 лет выходить на рынок труда. Такой подход также распространен в Европейском Союзе. - Будут ли школы в полном объеме обеспечены новыми учебниками и в какие сроки? Кто будет отвечать за качество новых учебников? Или мы снова увидим учебники по истории, в которых Евромайдана не было в Донецке и Луганске?
- Ну, это, конечно, вопиющий случай. Но я хочу подчеркнуть, что нам вообще надо логистику создания учебников менять. У нас нет сильного института экспертов, которые могут качественно оценить учебник по современным критериям. Для меня как министра, который пришел всего два месяца назад, самое важное - в принципе обеспечить детей учебниками до 1 сентября. В последние годы у нас даже с этим были проблемы. Но подходы надо менять: строить институт сильных экспертов, которые разбираются в теме, и внедрять электронный учебник. Со следующего года мы будем работать над тем, чтобы наши контракты с создателями учебников предусматривали не только бумажную, но и электронную версию. Тогда дети и учителя смогут пользоваться электронными устройствами.
- Вы обещаете не только новые сроки обучения в школах, но и новое содержание: с современными предметами, навыками предпринимательства и так далее. Можно прописать хорошие программные основы реформы. Но внизу, в школах, они столкнутся с реальностью. С низкой мотивацией учителя, в том числе финансовой, и не всегда хорошей профессиональной подготовкой. Как будете решать эту проблему?
- Вы правы, наибольшей проблемой будет имплементация такой школы, чтобы она изменилась не только по форме, но и по содержанию. Потому что 12-летка - это лишь форма. Хочу только уточнить. Из вашего вопроса следует, что мы будем вводить какие-то новые предметы. Ничего подобного. У детей и так слишком много предметов. В начальной школе одновременно 13 предметов, в старших классах - 18. Новые компетенции, - например, финансовая грамотность, - изучаются через математику, другие базовые предметы.
Действительно, очень важное задание - обучение учителей, чтобы они могли этому новому содержанию учить. Это не так легко, и не только потому, что у нас почти полмиллиона учителей. Но они должны освоить другую методику обучения.
- Какая у учителей мотивация? Сейчас их зарплаты крайне низкие.
- У наших учителей очень низкий социальный статус. Это, наверное, наибольший вызов передо мной как перед министром. Нельзя предлагать реформу, масштабное повышение квалификации и выдвигать новые требования к учителю, если государство не уделяет ему достаточно внимания. В условиях финансово-экономического кризиса эта тема тем более актуальна. В законопроекте об образовании, который мы писали в парламенте, предложены достойные условия оплаты труда учителя. Но поймите, это нельзя сделать одномоментно, в один день. Нам надо постепенно, совместно с правительством, - и я поднимаю этот вопрос, уже с 2017 года спроектировать, как пошагово мы будем повышать зарплату учителям.
Есть еще другая идея, которая заложена в законопроекте и которую мы надеемся реализовать в бюджете 2017 года. Если нельзя одновременно повысить зарплату всем педагогам, хотя они в этом нуждаются и этого заслуживают, то надо хотя бы мотивировать наилучших. Для этого в законопроекте предложена добровольная сертификация. То есть учителя по своему желанию могут идти на внешнее тестирование, которое определит, владеют ли они методиками компетентностного обучения, понимают ли они, что это такое. Те, кто пройдет такое тестирование, получат доплату и станут нашими агентами реформы, будут распространять свои знания и методики среди других учителей.
Без таких агентов реформы мы не обойдемся. Мы тут в министерстве и с гражданским сектором можем планировать что угодно, но это так и останется на бумаге, если учителя, закрывая за собой дверь в класс, не будут нести эти идеи к детям.
- Вы говорите, что в законопроекте предложены достойные условия оплаты труда учителей. Достойные - это сколько?
- Мы пока что определили в законопроекте об образовании, что это три минимальные зарплаты. Это, кстати, отвечает тому же практическому уровню, который был зафиксирован в действующем законе об образовании. Но в этой части его так и не выполнили.
- Четыре с половиной тысячи гривень? Этого достаточно?
- Три минимальных зарплаты - это базовый оклад. У учителей есть еще система надбавок. И тогда средняя зарплата могла бы выйти ориентировочно на уровне 6-7 тысяч. Конечно, всем нам мало. Мы понимаем, что учитель недооценен. Но это значительно лучше, чем то, что имеем сегодня: средняя зарплата учителя - около 3600 с надбавками.