Медицина будущего в Украине: как будет работать система eHealth
В Украине внедряется электронная система здравоохранения - eHealth. В идеале в будущем ее работа позволит пациентам отказаться от пухлых медицинских карточек, теряющихся направлений и рецептов на пожелтевших бланках, а врачам сразу получать всю необходимую информацию для точного диагноза. Но пока работа находится на первом этапе - в системе регистрируются медучреждения и декларации пациентов с выбранными ими врачами.
"Обозреватель" рассказывает, что такое eHealth и как она будет работать.
Что такое eHealth?
В ожиданиях от работы электронной системы здравоохранения можно выделить два аспекта. С одной стороны она направлена на оптимизацию взаимодействия пациента и врача. По сути, автоматизировать ведение учета медицинских услуг и управление медицинской информацией в электронном виде.
С другой - система позволит контролировать, насколько эффективно расходуются выделенные государственные средства. Сначала eHealth охватит первичную медицину - семейных врачей, терапевтов и педиатров. Пациенты будут подписывать декларации с выбранными врачами, а врачи - регистрировать их в системе. Это поможет государству оплачивать врачу работу с каждым пациентом.
Читайте: "Выбери своего врача": Супрун раскрыла новые детали медреформы
Сроки полного внедрения системы пока не определены. По существующим оценкам - несколько лет.
Что происходит сейчас?
На сегодняшний день проходит первый этап внедрения системы. То есть как раз в ней регистрируются медицинские учреждения и уже подписанные декларации врачей и пациентов. На момент подготовки публикации в ней было зарегистрировано 1 053 медицинских учреждения, 15 087 врачей и 388 187 пациентов. Врачи и пациенты активнее всего регистрируются в Киеве, а медучреждения - во Львовской и Днепропетровской области.
Полноценный переход на новую систему финансирования первичного звена - семейных врачей, терапевтов и педиатров - начнется с 1 июля.
Что планируется в будущем?
В будущем в eHealth пациент сможет быстро получить доступ к своей медицинской истории, результатам анализов, назначениям и рецептам в любом медучреждении. Рецепты, к слову, нельзя будет подделать, говорят разработчики. С пухлыми карточками, бумажными справками и направлениями можно будет попрощаться. Более того, фиксация каждого шага в системе позволит разобраться в случае подозрения относительно врачебной ошибки.
С точки зрения врача быстрый доступ ко всей этой информации - тоже плюс. Для того, чтобы получить целостную картину здоровья пациента ему уже не придется долго листать все ту же карточку или верить ему на слово. А полная медицинская история, которую знает врач, поможет ему поставить верный диагноз.
Читайте: 100 тыс. зарплаты и удаленная регистрация: Супрун назвала плюсы медреформы
Кроме того, в идеале все эти массивы информации и статистики по заболеваемости помогут государственным органам четче определять сферы распределения государственных средств.
Как присоединиться к eHealth?
Сайт системы portal.ehealth-ukraine.org. Пока все манипуляции осуществляют представители медучреждения, разъясняет и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Сначала нужно зарегистрировать сотрудника, который в дальнейшем будет вносить данные и регистрировать пациентов. Для этого нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) сотрудника медучреждения и рабочий адрес электронной почты.
Как зарегистрироваться:
- перейти по ссылке в приглашении в систему "Электронное здоровье", которая придет на рабочий электронный адрес;
- после создания собственного пароля пройти идентификацию с помощью ЭЦП;
- Подтвердить учетную запись пользователя (после создания собственного пароля пройти идентификацию с помощью ЭЦП).
Дальше уже можно регистрировать пациентов. Порядок действий такой:
- в медицинской информационной системе нужно перейти к подписанию деклараций с пациентами;
- ввести данные пациента в электронную форму декларации (от пациента нужен будет паспорт, идентификационный код и номер мобильного телефона);
- ввести номер мобильного пациента. После этого на указанный номер пациент получит код в SMS. Ввести этот код в систему;
- сохранить копии документов пациента (скан/фото или бумажная версия);
- распечатать заполненную декларацию в двух экземплярах: один - для пациента, другой - для врача;
- предоставить эти экземпляры декларации пациенту, чтобы он проверил правильность данных и и подписал их;
- если все верно - наложить ЭЦП работника медицинского учреждения на электронную форму декларации и отправить в систему.
С точки зрения пациента все проще. Нужно выбрать врача, взять документы и прийти к нему. В процессе оформления назвать код подтверждения и проверить правильность внесенных данных.
Что касается документов, то с собой нужен документ, который удостоверяет личность, ИНН и мобильный телефон. Для детей младше 14 лет - свидетельство о рождении, ИНН и документ, подтверждающий личность одного из родителей, мобильный телефон. Для оформления недееспособного человека нужны будут его ИНН и документ, удостоверяющий личность, и те же документы законного представителя, а также удостоверение законного представителя и номер мобильного телефона.
Ранее "Обозреватель" рассказывал, как выбрать семейного врача.