Медицина будущего в Украине: как будет работать система eHealth

Медицина в Украине

В Украине внедряется электронная система здравоохранения - eHealth. В идеале в будущем ее работа позволит пациентам отказаться от пухлых медицинских карточек, теряющихся направлений и рецептов на пожелтевших бланках, а врачам сразу получать всю необходимую информацию для точного диагноза. Но пока работа находится на первом этапе - в системе регистрируются медучреждения и декларации пациентов с выбранными ими врачами.

"Обозреватель" рассказывает, что такое eHealth и как она будет работать.

​Что такое eHealth?

​В ожиданиях от работы электронной системы здравоохранения можно выделить два аспекта. С одной стороны она направлена на оптимизацию взаимодействия пациента и врача. По сути, автоматизировать ведение учета медицинских услуг и управление медицинской информацией в электронном виде.

С другой - система позволит контролировать, насколько эффективно расходуются выделенные государственные средства. Сначала eHealth охватит первичную медицину - семейных врачей, терапевтов и педиатров. Пациенты будут подписывать декларации с выбранными врачами, а врачи - регистрировать их в системе. Это поможет государству оплачивать врачу работу с каждым пациентом.

Читайте: "Выбери своего врача": Супрун раскрыла новые детали медреформы

Сроки полного внедрения системы пока не определены. По существующим оценкам - несколько лет.

Что происходит сейчас?

На сегодняшний день проходит первый этап внедрения системы. То есть как раз в ней регистрируются медицинские учреждения и уже подписанные декларации врачей и пациентов. На момент подготовки публикации в ней было зарегистрировано 1 053 медицинских учреждения, 15 087 врачей и 388 187 пациентов. Врачи и пациенты активнее всего регистрируются в Киеве, а медучреждения - во Львовской и Днепропетровской области.

Полноценный переход на новую систему финансирования первичного звена - семейных врачей, терапевтов и педиатров - начнется с 1 июля.

​Что планируется в будущем?

В будущем в eHealth пациент сможет быстро получить доступ к своей медицинской истории, результатам анализов, назначениям и рецептам в любом медучреждении. Рецепты, к слову, нельзя будет подделать, говорят разработчики. С пухлыми карточками, бумажными справками и направлениями можно будет попрощаться. Более того, фиксация каждого шага в системе позволит разобраться в случае подозрения относительно врачебной ошибки.

С точки зрения врача быстрый доступ ко всей этой информации - тоже плюс. Для того, чтобы получить целостную картину здоровья пациента ему уже не придется долго листать все ту же карточку или верить ему на слово. А полная медицинская история, которую знает врач, поможет ему поставить верный диагноз.

Читайте: 100 тыс. зарплаты и удаленная регистрация: Супрун назвала плюсы медреформы

Кроме того, в идеале все эти массивы информации и статистики по заболеваемости помогут государственным органам четче определять сферы распределения государственных средств.

Как присоединиться к eHealth?

Сайт системы portal.ehealth-ukraine.org. Пока все манипуляции осуществляют представители медучреждения, разъясняет и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.

Сначала нужно зарегистрировать сотрудника, который в дальнейшем будет вносить данные и регистрировать пациентов. Для этого нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) сотрудника медучреждения и рабочий адрес электронной почты.

Как зарегистрироваться:

- перейти по ссылке в приглашении в систему "Электронное здоровье", которая придет на рабочий электронный адрес;

- после создания собственного пароля пройти идентификацию с помощью ЭЦП;

- Подтвердить учетную запись пользователя (после создания собственного пароля пройти идентификацию с помощью ЭЦП).

Дальше уже можно регистрировать пациентов. Порядок действий такой:

- в медицинской информационной системе нужно перейти к подписанию деклараций с пациентами;

- ввести данные пациента в электронную форму декларации (от пациента нужен будет паспорт, идентификационный код и номер мобильного телефона);

- ввести номер мобильного пациента. После этого на указанный номер пациент получит код в SMS. Ввести этот код в систему;

- сохранить копии документов пациента (скан/фото или бумажная версия);

- распечатать заполненную декларацию в двух экземплярах: один - для пациента, другой - для врача;

- предоставить эти экземпляры декларации пациенту, чтобы он проверил правильность данных и и подписал их;

- если все верно - наложить ЭЦП работника медицинского учреждения на электронную форму декларации и отправить в систему.

С точки зрения пациента все проще. Нужно выбрать врача, взять документы и прийти к нему. В процессе оформления назвать код подтверждения и проверить правильность внесенных данных.

Что касается документов, то с собой нужен документ, который удостоверяет личность, ИНН и мобильный телефон. Для детей младше 14 лет - свидетельство о рождении, ИНН и документ, подтверждающий личность одного из родителей, мобильный телефон. Для оформления недееспособного человека нужны будут его ИНН и документ, удостоверяющий личность, и те же документы законного представителя, а также удостоверение законного представителя и номер мобильного телефона.

Ранее "Обозреватель" рассказывал, как выбрать семейного врача.