Как черный цвет влияет на психику
С самого рождения человека окружают цвета. Правда, часть людей цветов не различает – этот так называемый "дальтонизм", при нем даже водительские права не дают, ввиду неразличения цветов светофора. Однако данное заболевание встречается сравнительно редко – всего в около 0,4% случаев. Остальные же могут наслаждаться, как говорится, всеми цветами радуги. Впрочем, отдельные оттенки одни все же различают лучше, другие хуже.
Влияют ли цвета на нашу психику? Без сомнения. Одно из научных подтверждений данного факта было получено совсем недавно двумя британскими учеными, Теодором Заркади из Университета Англии Раскин и Симоном Шналл из Университета Кембриджа.
Они провели эксперимент, предложив группе добровольцев дать оценку моральным дилеммам. При этом вопросы выводились на экран с черным, белым или нейтральным фоном.
Оказалось, монохромный фон подтягивал за собой более кардинальные ответы, согласно разработанной шкале оценки. Причем, дело тут не в контрастности, так как подобные результаты не получались с голубым и желтым фоном.
Соответственно, факт того, что цвета влияют на оценку правильного и неправильного, возможно использовать в обычной жизни. Например, в ситуациях, когда производится оценка виновности и невиновности человека.
Получается, играть роль может даже цвет предметов в интерьере, к примеру, цвет ковра. Поэтому если человек, допустим, выступает в суде, а пол в помещении черный, его суждения не будут адекватными, ведь он станет склоняться в сторону негативных мыслей. Таким образом, современная наука блестяще подтвердила: тезис о так называемой "черно-белой логике" не является просто "штампом", расхожим выражением публикаций в СМИ.
Черный цвет не всегда символизирует зло
Кстати, сама атрибутика черного и белого не является абсолютно устоявшейся, она значительно варьирует в зависимости от той или иной культуры, настроения человека, или даже направленности того или иного произведения искусства.
Например, если в Европе белый цвет чаще ассоциируется с чистотой, рыцарством, правдой, жизнью – то, скажем, в Японии белый цвет – это цвет траура. В Китае он же считается символом тоски. А, скажем, знаменитый фильм Эйзенштейна "Александр Невский" был снят на черно-белой пленке отнюдь не только из-за необходимости экономии в условиях войны – для такого проекта могли бы закупить и качесвтенную цветную пленку, которая уже вовсю применялась для сьемок на Западе, и даже, эпизодически, в СССР.
Однако великий режиссер специально выбрал черно-белый формат картины как раз для лучшего достижения бескомпромиссных выводов о добре и зле. Что, как раз, и обеспечило максимальный пропагандистский эффект для просматривавших фильм бойцов, борющихся с фашистами – без всяких сомнений в правоте своего дела. Тем не менее, специалисты уже с момента выхода картины обращали внимание на гениальный прием ее автора – ведь "плохие парни", "псы-рыцари" Тевтонского ордена, и в жизни, и на экране были одеты в белые плащи. В то время, как защитники Руси – в обычные темные и даже черные одежды.
Тем самым достигалась вроде бы аберрация, переворачивание с ног на голову традиционных ценностей – согласно которым, черный цвет символизирует тьму, зло, демонические силы – и наоборот. Но сверхзадачей такого приема стало приучивание аудитории к самостоятельному мышлению. И, в частности, своего рода "прививка" к действию лживой гитлеровской пропаганды, объявившей захватническую до мозга костей войну, в которой не было ничего святого, неким "крестовым походом против азиатского варварства". Во ходе которого зондер-команды зверствовали в отношении мирного населения на оккупированной территории ничуть не хуже, чем крестоносцы из фильма Эйзенштейна.
Черное порой привлекательнее белого
Вообще, нет ни одного цвета, самого по себе плохого или хорошего. Это в полной мере относится и к описываемой черно-белой паре. Ну, правда, если бы ее первый элемент действительно ассоциировался бы исключительно со злом и несчастьями – кто бы покупал товары из этой цветовой гаммы?
Между тем, черный лимузин (или даже просто машина чуть выше, нежели среднего класса) традиционно вызывает уважительные взгляды и даже восхищение. И даже "прекрасный пол" нередко выбирает черный цвет не только для верхней одежды – но даже и для нижнего белья, считающегося по этой причине особо сексуальным.
Кстати, возвращаясь к теме нацизма, отцами-основателями которого были очень даже неглупые (хотя и далекие от этических норм) люди – бытует следующая легенда о создании формы фашистской элиты, войск СС. Ведь коричневые мундиры в Германии 30-х годов носили лишь "цивильные" функционеры – да "штурмовые" отряды Рэма, уничтоженные по приказу Гитлера в борьбе за власть. А вот когда фюрер решил сделать свою "гвардию" самой неотразимой – для пошива ей формы были срочно мобилизованные…гомосексуалисты! По известным причинам, больше предпочитающие в общении свой пол вместо женского.
Им и было поручено создать дизайн эсесовской формы. Ведь восхищение у женщин вызывает почти любой военный мундир – а здесь нужно было, чтобы соратниками Адольфа восхищались еще и мужская половина населения Германии. Которая, разумеется, официально к гомосексуалистам себя не причисляла – но, как считают психологи, "голубые" оттенки в той или иной мере присутствуют у 85% вроде бы убежденных гетеросексуалов.
ЛГБТ-дизайнеры Третьего Рейха справились со своей задачей блестяще – до сих пор герои "17 мгновений весны", независимо от принадлежности к "плохим", вызывают симпатию строгой эстетикой своих черных мундиров. И, как-то не вызывает особого удивления то, что большинство населения Германии фанатично поддерживали свое руководство вплоть до его падения.
С черным цветом нужно быть поосторожнее
Но вернемся к применению черно-белой гаммы в современной жизни. Насколько она уместна, в частности, в описанных в исследовании британских ученых ситуации, когда она способствует вынесению радикальных суждений в духе "двух мнений быть не может"?
Вот здесь-то и возникают определенные сомнения. Взять тот же суд. Конечно, обвинение заинтересовано в том, чтобы вердикт суда был однозначен. И, если вина подсудимого почти доказана – и строгий дизайн зала заседаний, и черные мантии самих судей, и черные костюмы прокурора и обвиняемого с очень большой вероятностью приведут к обвинительному приговору.
Но надо ли это самому подсудимому? С этой точки зрения, и ему, и адвокатам лучше одеться в что-то более яркое, неоднозначное. Тогда и уверенность судей в однозначном мнении о виновности может поколебаться. Ну а "любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого" – это юридическая аксиома.
Стоит задуматься о том, стоит ли превращать в подобие "строгого суда" и обычное собеседование при приеме на работу. Конечно, если у соискателя вообще нет "ахиллесовых пят" – то он может безо всякой опаски одеть черный костюм. А если недостатки все же есть – имеет смысл одеться во что-то менее черное. Чтобы, на худой конец, получить в конце разговора "мы подумаем" вместо окончательного "Вы нам не подходите". Кстати, с этой точки зрения лучше подходит серый костюм – он больше ассоциируется с трудолюбием. Зато после приема на работу амбициозным работникам лучше переодеться в коричневое – этот цвет больше способствует карьерному росту.
И, наконец, вновь вернемся к проблеме выбора черного цвета для "амурных" дел. Тут ситуация тоже сродни описанным выше. То есть, если мужчина или женщина не полностью уверены в своей привлекательности (и полной любви партнера) – наверное, лучше не рисковать, иначе можно нарваться на "обвинительный приговор". Но если любовь действительно сильна – то жгучая чернота, и вправду, может подтолкнуть доселе не очень решительного избранника к окончательному выбору. Разновидностью которого является и интимные отношения – так что рассказы о мощном сексуальном эффекте черного белья – отнюдь не миф.
И все же, каким бы мощным психофизиологическим действием не обладало сочетание черного и белого, гораздо лучше, чтобы наша жизнь была полна всеми цветами радуги. Что мы и пожелаем читателям Обозревателя.