Не помог психолог – поможет психиатр

Не помог психолог – поможет психиатр

Психиатр об истинной сути сумасшествия

Говорят, душа – бескрайний материк. По этой причине ни один психиатр не станет утверждать, что тот или иной человек является психически здоровым на все 100%. Ведь каждый из нас в той или иной степени испытывает чувство тревоги и подвержен тем или иным страхам, которые при определенных обстоятельствах могут стать причиной психического заболевания.

Тем не менее, есть психические и психиатрические проблемы, которые можно и нужно решать еще до того, как ситуация потребует неотложных мер. О том, как сохранить психическое здоровье и не превратиться в "городского сумасшедшего", в пресс-центре "Обозревателя" рассказал профессор кафедры детской, социальной и судебной психиатрии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л.Шупика, психиатр со стажем Анатолий Павлович Чуприков.

Видео дня

"Обозреватель": Что является главным критерием психического здоровья? В каком случае можно утверждать, что человек абсолютно здоров психически? Или таких людей просто не существует?

А.Чуприков: Да, вы правы. Абсолютно психически здоровых людей нет. Потому что даже практически здоровый человек терзается какими-то внутренними переживаниями, иногда не спит ночами, реагирует на поведение своего партнера, супруга, и прочее.

Психические переживания – это типично для сегодняшнего человека, это нормально. Самое главное – чтобы они не выходили за пределы нормы. А норма заключается в том, что человек должен чувствовать психический комфорт: "Я справляюсь со всем, со всеми недостатками, я владею своей жизнью, инфраструктура, организованная мною, мне подвластна". Было бы замечательно, если бы каждый человек думал таким образом.

Если же человек из-за переживаний не справляется, если он не одну, а много ночей не спит, если его беспокоят соматические расстройства, то, конечно, в этом случае надо идти, прежде всего, к психологу.

"Обозреватель": Когда человек переживает, не спит ночами, ему может помочь психолог. На каком этапе человек начинает нуждаться в психиатре?

А.Чуприков: Когда не помогает психолог (смеется). Некоторые состояния носят маску неврозов. Это состояния так называемой "маскируемой депрессии". То есть на самом деле это не столько невроз, сколько депрессия.

Психиатры применяют к таким пациентам разнообразные фармакологические вещества плюс психотерапию.

"Обозреватель": Вы не могли бы более подробно рассказать об этих веществах? Существует мнение, что подобные препараты превращают человека в "овощ".

А.Чуприков: Это достаточно актуально для меня как детского психиатра. Например, некоторые вещества, которые выравнивают мышление ребенка, действительно могут превратить ребенка в "овощ" - в том случае, если дают очень высокую дозу. Если родитель находится с врачом в слишком мимолетном контакте, и если врач назначает сразу большие дозы.

Назначение минимальных доз, постепенное их наращивание предотвращают подобного рода отрицательные явления.

Мы практически всегда стараемся помогать нашим пациентам, но иногда острые психотические состояния требуют купирования психотропными препаратами, которые иногда действительно вызывают побочные эффекты, подчас неприятные – дискинезии, с которыми пациенту трудно жить. Но это плата за отказ от психотического состояния.

"Обозреватель": Это меньшее зло, скажем так?

А.Чуприков: Скажем так.

Читатель сайта "Обозреватель" Сергей: Что больше всего влияет на нарушение психики?

А.Чуприков: Лучше сказать: какая черта в поведении нашего населения превалирует. Это тревога и страхи. Тревога за будущее своих детей, за будущее своей семьи, тревога за работу, даже тревога за будущее страны. А тревога со страхами вместе – это плодородное поле для возникновения невротических состояний.

"Обозреватель": Может быть, мой вопрос покажется вам смешным. Принято разделять "тихое" и "буйное" помешательство. Существуют ли такие понятия в психиатрии? Какое из этих состояний лечится легче?

А.Чуприков: Да, смешно, хотя это достаточно сложный вопрос. Подобного рода названия даже из психиатрического жаргона исключены, мы не пользуемся этими словами.

Вялотекущие состояния психиатрии известны. Такие больные далеко не всегда приходят к нам сами и не всегда их приводят родственники. Но острое помешательство всем понятно, и здесь к нашей помощи прибегают достаточно быстро, своевременно.

Но происходят удивительные тенденции, не совсем понятные даже специалистам. Например, в некоторых странах количество шизофрений с определенного года уменьшается. А куда девается шизофрения? Да никуда. Это генетически предопределенное, полигенное расстройство. Оно просто стало течь мягче и выглядит как невроз. И чтобы помочь человеку, иногда достаточно просто поработать с хорошим психотерапевтом. Но если потом среди детей этого человека мы встречаем больных, то специалисты понимают, что это семейное.

"Обозреватель": Как часто люди сходят с ума от любви?

А.Чуприков: К сожалению, неразделенная любовь является серьезным источником потрясений у подростков, и прежде всего, у девочек. Как-то в один день в отделении токсикологии в больнице скорой помощи лежало шесть девушек от 16 до 18 лет, и все с определенной любовью.

Поэтому к подросткам надо относиться очень бережно и по возможности жить с ними одной жизнью. Не вмешиваясь, а как бы являясь свидетелями их жизни, сочувствуя им, сопереживая. И тогда у ребенка будет выход, а не только обязательно напиться каких-нибудь гадостей из домашней аптечки.

Попытки самоубийства вроде бы выглядят шантажными, но на самом деле иногда они приводят к тяжелейшим последствиям.

"Обозреватель": Являются ли навязчивые идеи признаком помешательства?

А.Чуприков: Смотря какие. Вчера один из молодых людей, пришедших ко мне совсем не по психиатрическому поводу, весь в татуировках, сказал: "Является ли это навязчивым неврозом? Я просто не могу без того, чтобы не делать себе все новые и новые татуировки".

Это новый, не описанный психиатрами вид так называемого обсессивно-компульсивного расстройства. Так называются навязчивые состояния. Но этот синдром может иметь разную степень выраженности. Он может колебаться в своих проявлениях.

Вопрос из зала: По каким внешним признакам можно распознать психически больного человека?

А.Чуприков: Главный критерий – это нелепость. Нелепость поведения. Неадекватность по отношению к окружающей среде, к решению бытовых, производственных и прочих задач, которые стоят перед каждым из нас.

"Обозреватель": Расскажите о "раздвоении личности". Существует ли такое понятие в психиатрии?

А.Чуприков: Это не психиатрический термин. Он обыгрывается в художественных произведениях, в частности, достаточно талантливо в американском кино. Но на самом деле, признаюсь вам, за свой большой стаж работы я не видел ни одного больного, который бы так легко перемещался из оболочки одной личности в другую.

Это, скорее, из области фантазии или чрезвычайно редких состояний.

Вопрос из зала: Фанатизм – это болезненное или эмоциональное состояние?

А.Чуприков: Это, скорее, психолого-эмоциональное состояние. Когда наши собратья бросались грудью на амбразуру во имя Сталина и советской власти, это тоже был своего рода фанатизм, но мы не считали это болезненными состояниями. Точно так же и сегодня – приверженность человека к каким-либо идеям не является состоянием расстроенного сознания.

Здесь очень важно: если ты во что-то очень веришь, твоя вера не должна мешать жить другим людям. Вот тогда твой фанатизм находится в рамках здорового поведения. А если ты берешь дубину в руки и начинаешь "вразумлять" - то это, извините, уже другое состояние, которое лечит милиция.

В конечном счете, обращение к богу является в наше время достаточно мощной духовной опорой, как бы бога мы ни называли. Будучи атеистом и в то же время ученым, я считаю, что это очень полезно, что у населения есть такая замечательная отдушина. Когда можно кому-то пожаловаться, понадеяться на помощь.

И сегодня наши поводыри в этом отношении иногда заменяют собой психологов и врачей.

Вопрос из зала: Иногда человек, приходя с работы, срывается в семье, нервничает. Как не стать неврастеником?

А.Чуприков: К сожалению, сегодняшние наши места работы требуют от нас подчас очень напряженного труда. Там ты сдерживаешься, потому что политика компании заключается в том, что ты должен вести себя корректно, все время улыбаться. Поэтому, придя домой, мы действительно в невротическом состоянии можем нахамить друг другу, обидеть друг друга.

Наши психологи должны рассказывать, что семья – это прежде всего, а работа – потом. Поэтому беречь семью, беречь детей – это, видимо, наша первозданная задача.

К сожалению, сегодня не очень популярны семейные психотерапевты, но они уже есть, и работы им хватает. Я надеюсь, что будет еще больше.

"Обозреватель": Так вы предлагаете срываться на работе?

А.Чуприков: (смеется) Когда мы говорим о здоровом образе жизни, это же не только отказ от чрезмерного употребления спиртного, но и спорт. Очень часто разрядку можно получать в спорте. Физические упражнения выпускают "пар" из нас.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Психиатр назвал универсальное средство против детской агрессии

Тревога и страхи доводят украинцев до невроза - психиатр

Психиатр: геи – не психи, но пропагандировать их образ жизни не стоит

В Украине уничтожают детскую психиатрию – эксперт

Психиатр призвал сочувствовать жертвам неразделенной любви

disclaimer_icon

Материалы на этом сайте рекомендованы для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты MedOboz гарантируют, что весь контент, который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель – максимально качественно информировать читателей о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний. Призываем не заниматься самолечением, а для диагностики заболеваний и определения методов их лечения советуем обращаться к врачам.

Популярные врачи

Лекарства