Как сохранить здоровье при авиаперелетах

Как сохранить здоровье при авиаперелетах

Какой вид транспорта самый безопасный? Оказывается – авиационный. Несмотря на множество мифов о том, что его пассажирам надо едва ли не давать ордена за каждый полет, как космонавтам, скажем, в 2010 году во всем мире по вине авиации погибло аж 828 человек. Правда, есть еще и некоторое количество травмированных – но сравнительно небольшое. Как раз потому, что хотя бы одно из обывательских представлений об опасности авиаперелетов справедливо – в большинстве аварий здесь, если они все же случаются, выживших почти не бывает.

Для сравнения, в "безопасном" автотранспорте в мире ежегодно погибает 1,2 млн человек – больше в несколько раз, чем во всех локальных войнах и по вине преступников. И это без учета получивших те или иные травмы. По России, например, такая статистика выглядит следующим образом – около 30 тысяч погибших и четверть миллиона травмированных.

Таким образом, передвигаться по миру с помощью самолета где-то в тысячу раз безопаснее, чем на автомобиле. Но означает ли это, что любой человек, садясь в крылатую машину, может чувствовать себя в абсолютной безопасности? Увы… И причиной тому – немалое число факторов риска, подстерегающих здоровье авиапассажиров. Ниже попытаемся дать им хотя бы краткую характеристику.

Видео дня

Чем быстрее летишь – тем меньше двигаешься

Одним из первым по значимости вредных обстоятельств авиаперелетов, как ни странно, является довольно неспецифическое – длительное сидение. Имеющее значение и для работников "сидячих" профессий, и просто – для людей с малоподвижным образом жизни.

Во время пребывания на самолетном кресле, голени постоянно опущены вниз, их мышцы находятся в расслабленном состоянии. А значит – не помогают венам качать кровь вверх, чтобы добравшись до сердца, она попала в легкие и насытилась там живительным кислородом, заодно отдав накопленный в эритроцитах углекислый газ. К этому добавляется еще и механическое сжатие вен самим сиденьем – при длительном давлении на "пятую точку".

В итоге кровь в венах нижних конечностей застаивается, скорость ее тока замедляется – а отсюда уже недалеко и до образования тромбов. Которые, если начнут "путешествовать" по кровотоку – могут наделать таких делов, что помочь сможет лишь реанимация. В частности, это может быть инфаркт, инсульт, тромбоэмболия легочной артерии и т.п. смертельно опасные осложнения. Реанимация же на борту самого фешенебельного лайнера, понятное дело, проблематична – там даже штатного врача обычно нет. Так что – думайте сами…

Конечно, здоровому человеку и несколько часов непрерывного сидения могут пройти и бесследно. Но если пассажир болен тромбофлебитом и даже варикозным расширением вен – ему надо поберечься. Не обязательно отменять полет – просто проводить регулярную профилактику. Лучше всего – вставать каждые полчаса, и совершать небольшую прогулку по салону. При полетах, длительностью от 5 часов также рекомендуют надевать на ноги эластическое белье (чулки, гольфы) – мешающее венам расширяться. Относительно приема препаратов, снижающих свертываемость крови, во время авиаперелетов единого мнения нет – ведь иногда, при резком наборе высоты, у некоторых людей начинает носом идти кровь. И в случае пониженной свертываемости такое кровотечение может быть довольно опасным.

Кстати, помнить о венозных проблемах надо и всем беременным, у которых венозная недостаточность наблюдается, так сказать, в норме – из-за передавливания увеличенной маткой с плодом глубоких вен брюшной полости. С учетом же того, что пониженное атмосферное давление порой вызывает и повышение тонуса маточной мускулатуры (риск преждевременных родов!) – при сроке беременности больше 36 недель полет лучше отложить до прибавления в семействе. Если, конечно, женщиной не движет желания попасть на первые страницы газет – под заголовком "Героические стюардесы сумели принять роды на высоте 9 тысяч метров".

Чем опасен воздух в салоне самолета

Пониженное атмосферное давление в салоне самолета – еще один угрожающий при некоторых заболеваниях фактор. В принципе, понижено оно не так уж сильно – аналогично подъему на высоту около 2,5 км. Это все равно, что поехать на отдых в Карпаты.

Однако при некоторых заболеваниях и такой "подъем" может ухудшить состояние. Ведь при пониженном атмосферном давлении понижается и давление во вдыхаемом воздухе кислорода. Здоровые люди имеют огромный запас компенсации – так, в покое в их легкие во время вдоха от силы литр воздуха, при максимальной емкости до 3-4 литров. Меньше стало кислорода – учащается дыхание, увеличивается его глубина – и все-то делов.

Но если у человека изначально проблемы с легкими или сердцем – компенсация может и не сработать. Так, если значительная часть органа дыхания воспалена (пневмония) и не способна к газообмену – одышка может наступить очень быстро. А при сердечной недостаточности снижение количества кислорода может спровоцировать и обострение этого заболевания, и тот же инфаркт, или, в лучшем случае – приступ стенокардии.

Так что, если уж сильно приспичило отправиться в полет, имея проблемы с сердцем и легкими – желательно заранее осведомиться о наличии на борту кислородных масок или подушек. Вопреки "фильмам-катастрофам", где они автоматически выстреливаются в помощь пассажирам при разгерметизации салона, реально многие авиакомпании кислородом свои лайнеры не обеспечивают. Не из-за экономии – для большей пожаробезопасности, ведь в атмосфере, обогащенной кислородом, любой материал горит, как спичка.

Падение атмосферного давления при подъеме может негативно сказаться и на тех людях, которые имеют проблемы с ЛОР-органами. Ведь и здоровым пассажирам в это время советуют сосать леденцы – во время этого открываются "евстафиевы трубы", соединяющие полости рта и среднего уха, в итоге давление между ними уравнивается и заложенность слуха пропадает. Но если у пассажира – даже банальный насморк, вышеупомянутые "трубы" закрыты (или полузакрыты) из-за воспалительного отека – леденец может и не помочь. И, кроме проблем со слышимостью, к прилету незадачливый больной может заиметь еще и "средний отит", воспаление среднего уха из-за застоя его содержимого. А уже эту болезнь лечить куда дольше и труднее, чем обычное ОРВИ.

В заключении стоит заметить, что воздух в самолетах сам по себе далек от совершенства не только из-за пониженного давления. Кондиционирование резко понижает его влажность – что может, например, провоцировать ощущение сухости глаз, знакомое заядлым компьютерщикам или "игроманам". То же самое грозит и людям, пользующимся контактными линзами. Путь к пусть частичной компенсации – специальные увлажняющие глазные капли и просто питье достаточного количества жидкости. Которое, заодно, будет противодействовать еще и сгущению крови – что также приводит к ухудшению течения сердечно-сосудистых и мозговых заболеваний.

Еще, по недавнему признанию американских специалистов, в атмосферу салонов нередко попадают пары жидкостей гидравлической системы самолета, других технических веществ, не слишком приятных для человеческого организма. Но тут уж ничего не поделаешь. Тем более, что у учетом самолетных скоростей, всегда можно утешить себя мыслью – на автомобиле или поезде ехать пришлось бы гораздо дольше и куда в меньшей безопасности. Так что – летайте на здоровье, главное – не забывайте об элементарных мерах предосторожности!

disclaimer_icon

Материалы на этом сайте рекомендованы для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты MedOboz гарантируют, что весь контент, который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель – максимально качественно информировать читателей о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний. Призываем не заниматься самолечением, а для диагностики заболеваний и определения методов их лечения советуем обращаться к врачам.

Популярные врачи

Лекарства