Круче, чем Хаус. Невероятная история советского хирурга, который сам себе удалил аппендикс
Советский хирург Леонид Рогозов чудом остался в живых в время экспедиции в Антарктиду, став первым в мире человеком, который сделал сам себе операцию по удалению аппендикса.
Рогозов был членом 6-й экспедиции Советского Союза в Антарктиду, состоявшей из двенадцати человек, целью которой было строительство новой базы в оазисе Ширмахера, - передает BBC News.
Строительство Новолазаревской станции завершилась в середине февраля 1961 года, но экспедиция затянулась на несколько лет из-за плохих погодных условий.
Как раз во время бурной зимней погоды 27-летний Леонид Рогозов почувствовал слабость и сильную боль в районе аппендикса.
"Будучи хирургом, ему не составило труда определить диагноз, - говорит сын Леонида Владислав. - Такой вид операций он делал огромное количество раз. В цивилизованном мире такая операция является рутинной работой. Но он, к сожалению, был не в цивилизации, а посреди полярной пустыни".
К концу апреля жизнь Рогозов оказалась в опасности, так как он не имел никакой надежды на помощь извне. Путешествие из России в Антарктиду по морю заняло бы 36 дней, а "полет был невозможен из-за сильных снежных метель".
"Он столкнулся с очень сложной ситуацией выбора между жизнью и смертью", - говорит Владислав. Это был нелегкий выбор. Рогозов знал, что его аппендикс может лопнуть, и если это случится, то скорее всего он умрет.
"Он должен был распороть свой собственный живот, чтобы провести операцию по извлечению аппендикса, - отметил сын Леонида. - Он не знал, было ли в человеческих силах разрезать самого себя и провести операцию".
Командир Новолазаревской базы получил добро из Москвы на проведение такой уникальной операции. "Если бы мой отец умер – это, несомненно, дало бы негативную огласку всей советской антарктической программе", - говорит Владислав.
Рогозов принял решение: он лучше попробует сделать операцию сам себе, чем умрет, ничего не делая. Леонид разработал подробный план проведения операции и обозначил конкретные задачи и функции своим коллегам.
Он назначил двух основных помощников, которые давали ему в руки инструменты, определил положение лампы и зеркала - Леонид планировал использовать отражение, чтобы видеть свои движения. Директор станции также был в комнате, на случай, если кто-то упадет в обморок.
"Он настолько все продумал и даже дал инструкции, что делать в случае если он потеряет сознание. Я не думаю, что можно было продумать лучше, чем это сделал он", - говорит Владислав.
"Мои бедные ассистенты! В последнюю минуту я взглянул на них. Они были белее своих белых хирургических халатов, - пишет Рогозов в своем дневнике. - Мне тоже было страшно. Но после того, как я ввел первую инъекцию новокаина, я как-то автоматически переключился в режим работы, и с этого момента больше ни о чем, кроме операции, не думал".
Рогозов намеревался использовать зеркало, но перевернутый вид сбивал его с толку, поэтому он решил работать на ощупь и без перчаток. Когда Леонид дошел до самой сложной части работы, он чуть не потерял сознание.
"Было сильное кровотечение, я случайно повредил прямую кишку, ее пришлось зашить. Я становился все слабее и слабее, голова начала кружиться каждые четыре-пять минут, я отдыхал по 20-25 секунд, - пишет Рогозов. "Вот он проклятый аппендикс! Я с ужасом замечаю темное пятно на его основе. Это означает только одно, день дольше, и он бы лопнул".
После двух часов работы операция закончилась успешно вплоть до последнего шва. Интересен тот факт, что прежде чем отдохнуть, Рогозов поручил своим помощниками вымыть хирургические инструменты, и только тогда, когда комната была чиста, он принял антибиотики и снотворное.
Это был ошеломляющий успех. Леонид вернулся к своим обычным обязанностям уже через две недели.
Еще один удар в этой маленькой истории произошел позже. Корабль, который должен был забрать их в апреле 1962 года, не смог подобраться на нужное расстояние из-за плохой походы и очень толстого льда, поэтому экспедиция вынуждена была остаться еще на один год. Рогозов, будучи хирургом, боялся потерять связь с постоянно развивающимся медицинском мире.
В своем дневнике он писал: "Все больше и больше ненавижу эту проклятую экспедицию на Антарктиду. Как странно, что я когда-то согласился на нее. Экзотики всей экспедиции были исчерпаны в первый месяц, а я в итоге потерял два года. Моя клиника, которую я люблю больше, чем любые мирские удовольствия, кажется мне так далеко отсюда, словно она находится на Марсе".
"Позже вся команда были эвакуированы на самолетах, - говорит Владислав. - Что примечательно, один из вертолетов чуть не упал в море".
В итоге, Рогозов был награжден Орденом Красной Звезды за трудовые достижения как почетной наградой за заслуги перед Советским Союзом и всем обществом. Леонид избегал публичности и уже на следующий день по прибытию вернулся в больницу и возобновил свою карьеру.
Аппендэктомия теперь является обязательным курсом для всех исследователей Антарктиды из нескольких стран, таких как, например, Австралия. Курс также предложили сделать обязательным для любого будущего космонавта, покидающего Землю, чтобы сформировать колонию на Марсе или Луне.
Восхищаясь прошлым отца, Владислав считает, что такой пример должен стать одним из главных вдохновений для любого человека: "Если вы окажетесь в, казалось бы, безвыходной ситуации, когда все шансы против вас, даже если вы находитесь в середине самой враждебной среды. Не сдавайтесь. Поверьте в себя и боритесь, боритесь за свою жизнь".