Как не умереть за рулем
Что необходимо для безаварийного вождения? Большинство опрошенных, вместе или порознь перечислят следующие факторы – навыки, опыт, отсутствие лихачества, хороший сон накануне, ну и, конечно, отказ от употребления алкоголя, наркотиков и лекарств, снижающих реакцию. В чем, разумеется, будут правы. Увы – лишь отчасти. Потому что в иных случаях всего этого может оказаться недостаточно даже для самого добросовестного и придерживающегося всех вышеперечисленных рекомендаций водителя.
Речь идет о некоторых распространенных хронических болезнях, таящих опасность внезапной, как минимум, кратковременной потери контроля (а то и сознания) за рулем. Что при даже относительно небольшой скорости таит за собой смертельную опасность. Ведь 36 км/час – это 10 м/секунду, 72 – уже 20, а 108 км/час – уже 30 м/с. Где за это время может оказаться автомобиль, лишенный управления – лучше не думать. В лучшем случае, при движении за городом – в кювете, потом затормозившись о какие-нибудь полевые растения.
К сожалению, в постсоветских республиках как-то не принято обсаживать трассы, по примеру Европы, "зеленой изгородью", которая при въезде в нее неуправляемого автомобиля, в самом худшем случае, оцарапает ему краску на кузове, остановив через несколько метров, на манер "живой подушки безопасности". У нас, для красоты и тени, дороги обсаживают тополями, вербами и прочей красотой. Вплоть до дубов – видимо, для того, чтобы несчастная машина, встретившаяся с "царем деревьев", уже точно превратилась в "котлету" – вместе со всеми своими пассажирами. Впрочем, в городе – что нашем, что европейском, итог выезда за проезжую часть будет сходно-трагическим в любом случае.
Судороги, опасные вдвойне
Конечно, Минздрав вместе с МВД принимает определенные меры по недопущению к управлению совсем уж больных людей. Например, "эпилептиков", приступ судорог у которых может начаться непредсказуемо, в любой момент, несмотря даже на регулярный прием лекарств. Которые, впрочем, сами по себе снижают скорость реакции – а, значит, люди с эпилепсией "негодны" к управлению вдвойне. И обычно к вождению их и не допускают.
К сожалению, на этот счет есть и немалое количество "лазеек". Конечно, если человек страдает судорожными припадками с детства (или, возникновение заболевания зафиксировано и записано медработниками) – медкомиссию он не пройдет. Но нередко водитель, которого начали бить судороги, скажем, после сильного запоя ("алкогольная эпилепсия") просто не обращается к врачу. И последний, с чистой совестью, при прохождении медосмотра, поставит ему запись "годен".
А есть еще и обычная "коррупция" – когда записи в медсправку ставят "заочно", за небольшой "могарыч" или просто "по знакомству". Когда "хорошему человеку" помогает знакомая медсестра или врач – которым без особого беспокойства ставят свои разрешительные подписи коллеги. Несколько лет назад в одном из крупных российских городов Сибири произошла леденящая душу история - с водителем маршрутки по время движения по мосту через широкую реку случился приступ эпилепсии. В итоге машина с людьми упала с моста в воду, на приличную глубину. Погибли почти все… Как выяснилось потом, разрешительная справка о годности была куплена перехитрившим самого себя водилой за смешную сумму в несколько десятков долларов.
Болезни - главные враги водителя
Однако, ситуация с недопуском больных эпилепсией к вождению, как указывалось выше, хоть как-то контролируется. Увы, есть и другие хронические болезни, которые в "черный список" для кандидатов в водители не входят. Но, которые, тем не менее, могут приводить к утрате контроля над автомобилем – хотя и значительно реже, чем с приведенным выше судорожным синдромом.
Возьмем, например, повышенное давление. Его частым симптомом является, кроме головной боли, еще и головокружение. А если, во время гипертонического криза у человека произойдет еще и сильный спазм мозговых сосудов, приведший к острому нарушению мозгового кровообращения (тому же инсульту) – эффект этого события за рулем понятен.
Самое обидное, что и добросовестный прием снижающих давление препаратов больным, обнаружившим у себя начало "криза" тоже может оказаться роковым. Ведь отмерить точно необходимую дозу при приеме таблеток очень сложно. А при даже небольшой передозировке давление крови может упасть ниже нормы – что, опять же, чревато и головокружением, и даже "коллапсом", потерей сознания из-за резкого падения АД. И, вообще, очень многие препараты от гипертонии замедляют реакцию. Так что хороший совет водителям-гипертоникам – в случае обострения не надеяться на быстрый эффект от таблеток, а лучше вообще отказаться от поездки. За рулем – во всяком случае, если общественный транспорт не подходит – лучше сесть в пассажирское кресло.
К сожалению, вышеприведенные советы проявлять осторожность мало помогут следующей, также многочисленной группе хронических больных – "сердечников". В первую очередь, имеется в виду "ишемическая болезнь сердца" в виде "стенокардии", или, как ее раньше называли, "грудной жабы". Боль при приступе, который обычно наступает неожиданно, может быть такая… В Первую мировую войну описан такой случай. В атаку поднялась рота французских солдат – немцы открыли бешеный огонь, заставив нападающих тут же залечь. Всех, кроме одного – французского капитана, продолжавшего стоять под ураганным огнем противника. Который, видя такое мужество, из уважения к достойному врагу, вскоре перестал стрелять. А дело, как выяснилось, было отнюдь не в мужестве – просто у французского офицера как раз "схватило сердце", и страх усилить испытываемую сумасшедшую боль пересилил даже страх быть убитым вражескими пулями. С вероятностью 100% приступ стенокардии с сильными болями приведет и к тому, что больной водитель вряд-ли сможет управлять машиной.
Сходную по интенсивности боль может вызвать и обострение радикулита. Конечно, если боль начинается исподволь, постепенно усиливаясь – человек вряд-ли сам захочет сесть за "баранку", для того, чтобы превратить свое водительское сиденье в настоящее "кресло пыток". Но, вообще, остеохондроз – профессиональная болезнь водителей. Неудобные позы, сквозняки, вибрация, ухабы… А если при этом внезапно обострится, например, дисковая грыжа позвоночника, сдавив нервный корешок – произведенному болевому эффекту позавидуют самые искусные палачи Средневековья и современности. Последствия для контроля над автомобилем от этого – смотри выше.
Стресс похлеще болезни
Не меньшее (если не большее) значение имеет и психоэмоциональное состояние водителя. Об опасности "недосыпа", вроде бы, знает каждый – но далеко не все обладают если не рассудительностью отложить поездку в этом случае, то хотя бы, по примеру незабвенного Штирлица из "17 мгновений весны", вовремя остановиться, чтобы подремать минут 20, дав отдых измученному мозгу.
Но порой спать, вроде, и не очень хочется – зато перед поездкой водитель имел какой-то стресс. Неприятный разговор с начальником, ссору с любимым, и прочие подобные вещи. Тогда вполне может возникнуть ситуация в духе пословицы "гляжу в книгу – вижу фигу". Только вместо "книги" выступает дорожная обстановка. Конечно, задумавшийся за рулем человек, вряд-ли не впишется в поворот. Но вот не заметить из-за постоянного прокручивания в голове психотравмирующей ситуации красный сигнал светофора, идущую наперерез машину и прочие требующие немедленной реакции факторы – может вполне. Итог понятен – и весьма печален.
К такому же исходу может привести и самое обычное (и считающее безобидным) ОРЗ – или любое другое заболевание, сопровождающееся температурой. Которую, в свою очередь, вызывает "интоксикация" – отравление организма продуктами жизнедеятельности микроорганизмов или иными факторами. Увы, такая интоксикация весьма часто вызывает и сонливость – а в сочетании с ритмично-убаюкивающим монотонным шумом при движении может даже погрузить водителя в неожиданный сон за рулем. Имеющий очень большие шансы тут же (или через этап реанимации) перейти в сон "вечный". К сожалению, указанные состояния могут подкрадываться исподволь, на протяжении нескольких часов – что особенно актуально при длительных поездках. Так что самый добросовестный водитель может не заметить появления грозных признаков надвигающегося сна.
От тюрьмы и от сумы…
В связи со всем вышесказанным, может возникнуть вопрос – а почему это наши "контролирующие органы" излишне "либеральничают" с потенциальными нарушителями правил дорожного движения, могущими не только погибнуть сами, но и стать убийцами окружающих? Не следует ли поскорее ужесточить правила прохождения медицинских комиссий на водительские права? Вообще, что-либо "ужесточить" ведь всегда намного проще и дешевле, чем, скажем, срубить лесополосы вдоль дорог, заменив их густым кустарником, о чем упоминалось в начале статьи?
Что ж, усилить медицинские нормы, конечно, можно. Только кто тогда вообще будет иметь право сесть за руль? Ведь остеохондроз позвоночника обнаруживается у половины населения после 20 лет, гипертония – у той же половины, только после сорока, сердечко пошаливает почти у каждого после пятидесяти… Конечно, скажем, летчиков именно так и проверяют – требования к их здоровью очень высоки. Ну так их же в десятки тысяч раз меньше, чем "тружеников дорог". Или, может, будем давать права лишь недавно "оперившимся" юнцам с почти идеальным здоровьем? Забыв о том, что ненавидимый всеми "мажор" отличается от своего обычного сверстника-лихача разве что безнаказанностью. Как будто уголовное наказание сильно останавливает юных любителей "адреналина" за рулем – большинство из них надеется на "авось пронесет". И даже самая длительная отсидка уже не поднимет из могилы жертв неопытных водил. Тем более, что, скажем, недоспать перед поездкой или разволноваться может каждый.
Так что запретительные меры по изложенным в статье примерам вряд-ли и возможны, и эффективны. Просто каждому человеку, имеющему хронические болезни, нужно относиться к возможности описанных выше ситуаций с крайней осторожностью. При возможности, отказываясь от поездки, когда чувствуешь себя как-то "не так". Или, хотя бы, брать рядом с собой в дорогу попутчика, который не будет спать, уютно устроившись на сиденье – а, в случае форс-мажора, успеет перехватить руль, если водителю станет плохо. И, по крайней мере, разговорами хотя и будет немного отвлекать его внимание – но не даст провалиться в сон. Последний рецепт широко применяется "дальнобойщиками" – часто подвозящих желающих прокатиться "автостопом" пассажиров совершенно бесплатно – в обмен на невозможность уснуть из-за разговора с попутчиком.
Ну а те, кто чувствует себя нормально – должны помнить, что в любой соседней машине может находиться человек, который в силу не зависящих от него обстоятельств состояния здоровья, вдруг станет причиной аварийной ситуации. Чтобы всегда быть готовым предотвратить последнюю своим водительским искусством – не осуждая заболевшего коллегу, на месте которого рано или поздно можешь оказаться и сам…