Россиянка, приехавшая в Киев ради реабилитации ребенка с аутизмом: в столице к нам проявляют только доброту
Когда в семье появляется особенный ребенок, приходится пересматривать взгляды на многие вещи, изучать потребности ребенка, как ему помочь и что для этого необходимо сделать. А вот в случае Ксении из Ростова-на-Дону пришлось даже временно разделить семью и приехать в Украину для того, чтобы ее семилетний сын Степан имел возможность проходить реабилитацию в подходящем учреждении.
- Мы приехали в Киев в сентябре прошлого года. Нам посчастливилось определить сына на курс длительной реабилитации в детском саду для детей с аутизмом "Дитина з майбутнім". Ясно понимая, как важно оказать необходимую помощь ребенку своевременно, мы с мужем решились на такие радикальные изменения в жизни нашей семьи. Ведь для родителей детей с особенностями развития время дорого – в наших случаях время не лечит, а лишь усугубляет проблемы в развитии детей.
- Что в этом решении было самым тяжелым: найти подходящее учреждение или страну, отказаться от работы, привычной жизни? Может, финансовая сторона?
- Другую страну мы не искали, ведь первоначально не собирались уезжать из России. Мы примерно представляли себе комплекс реабилитационных мероприятий, который необходим нашему сыну. А информация об удивительном киевском садике сама нас нашла. Самое непростое, пожалуй, длительная разлука. До того времени мы всегда жили одной семьей – я, муж и сын Степа. В Киев пришлось ехать только с сыном – папа наш не поехал с нами, остался работать в России для того, чтобы мы могли жить тут, в Украине.
- Опишите свою историю – когда вы узнали, что ваш малыш особый?
- Родителями особого малыша мы стали в первый месяц жизни сына, когда был поставлен диагноз "эпилепсия" - и он прозвучал как приговор. На фоне постоянной тревоги не только о здоровье, но и о жизни сына, а также отнюдь не радужных прогнозов врачей, состояние наше трудно передать двумя словами. Было очень непросто! Мы не знали куда бежать и где искать помощи для нашего ребенка. Жизнь сделала очень крутой вираж, и ближе к двум годам, вопреки прогнозам, Степа начал ходить. Это по-настоящему окрылило нас! Казалось тогда, что все плохое позади: сын "пошел", начал говорить, у него отличная память. Мы видели смышленость и любознательность нашего мальчугана. Тогда еще ни о каком аутизме речи и не было!
- Когда же вы познакомились с аутизмом?
- Аутизм для нашей семьи стал новым жизненным этапом, очередным испытанием. С двух с половиной лет сын наш перестал обращать внимание на то, что мы говорим ему. Просто перестал реагировать! Мы сперва даже предположили, что у него пропал слух. Сын стал меняться буквально на наших глазах! За сравнительно небольшой период сразу проявился целый "букет" странностей: исчезли контакт глаз и указательный жест, появились страхи, стереотипные движения, странно изменилась речь – стал автоматически повторять определенный набор слов.
Так как мы уже жили в мире особых детей и их семей, мне приходилось слышать об аутизме. Со своими сомнениями мы обратились к психологу. Психолог направила к психиатру. Так в жизнь нашей семьи вошел новый диагноз. Аутизм.
- Куда вы обращались и что делали дальше?
- В то время мы уже узнали, волшебной таблетки от аутизма не существует и единственно верного метода реабилитации тоже. Потому пробовали все, что могли.
В своем городе мы нашли специализированный садик для детей с интеллектуальными нарушениями развития. Конечно, одного сада, даже специализированного, для сына было явно недостаточно. Несколько раз в неделю Степа стал посещать занятия для детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере в центре "Содействие". Также специалисты этого Центра оказывали и нам, родителям, всевозможную поддержку и психологическую помощь.
Еще мы стали возить сына на занятия с логопедом и психологом. Кроме консультаций и систематических занятий с хорошими специалистами, были курсы иппо– и дельфинотерапии, занятия песочной терапией, поездки в летние интегративные лагеря. Главное было для нас – не останавливаться! Сейчас перечисляю все это – и самой не верится! Кроме всего этого, мы многое поменяли в своем бытовом общении с сыном. Сами стали больше читать об аутизме, интересоваться.
- Почему же вы решились на переезд в Украину и на реабилитацию здесь?
- Со временем мы с мужем стали понимать, что всего того, что мы делали до этого, явно недостаточно для дальнейшего развития сына. Стёпе пошел седьмой год, впереди стала отчетливо виднеться школа. Надо было внести принципиальные изменения в программу реабилитации сына. Мы вновь оказались в активном поиске. О садике "Дитина з майбутнім" мы случайно узнали от нашей знакомой, мамы мальчика с аутизмом, который некоторое время посещал этот детский сад. Нас впечатлили и перемены, произошедшие в мальчике, и отзывы самой мамы!
Из ее рассказа мы поняли, что в этом детском саду работает сплоченная команда различных специалистов по различным методикам, для каждого ребенка составляется своя собственная индивидуальная программа реабилитации, там совсем небольшие группы – не более 9 человек. Индивидуальные и групповые занятия проводятся все 5 дней в неделю. Кроме большого количества коррекционно-развивающих занятий в режиме дня учтены все возрастные и физиологические потребности детей: прогулка, сон, диетическое питание и т. п. То есть всё, что необходимо нашему сыну, да еще и без утомительных разъездов от специалиста к специалисту, в едином месте.
- Как вы наладили свою жизнь в Киеве? Быт, работа, круг общения?
Мы сняли уютную небольшую квартиру у очень заботливых и внимательных к нашим нуждам хозяев. Степан ходит в детский сад, а я стала работать волонтером в Фонде помощи детям с аутизмом. Очень рада, что могу быть полезной.
Общаюсь я с коллегами по работе, с некоторыми родителями из нашего сада, с соседями по дому. С помощью Интернета и телефона регулярно общаемся с мужем, родными и близкими.
На выходных ходим со Степой на занятия кинезотерапией, на прогулки, а также, по настойчивым просьбам сына, часто посещаем Океанариум и кукольный театр.
- В свете последних событий в нашей стране и отношений между Украиной и Россией ощущаете ли какой-то дискомфорт в обычной жизни? Как к вам относятся киевляне?
- Нет, не ощущаю. Никакого негативного отношения в столице Украины, Киеве, к себе или к сыну я ни разу не замечала. Скорее, наоборот. С самого приезда к нам проявляли доброе отношение. По сей день ничего не изменилось.
Знаете, мне кажется, эти отношения не зависят от гражданства – россиянин ты или украинец – главное, чтоб Человеком был. И я искренне благодарна всем своим киевским знакомым, с которыми мне выпала удача познакомиться. Они сами не представляют насколько была важна их поддержка с самого начала. Мое уважение и благодарность к людям вокруг меня, возвращаются вниманием, участием и добротой. Такой вот круговорот.
- Жить совершенно одной с ребенком в другой стране непросто…
- С одной стороны, да, непросто эмоционально и в быту иногда. С другой стороны, Украина вовсе не чужая для меня страна. Предки моего отца из-под Винницы, родители и близкие родственники свекрови из Мариуполя. А с третьей стороны – жизнь с нашим необыкновенным мальчиком научила меня, что все стены, преграды и границы мы ставим внутри себя сами. И только от самого человека зависят его отношения с кем бы то ни было: ни гражданство, ни вероисповедание, ни степень благосостояния, ни уровень образования, ни наличие или отсутствие инвалидности не влияют.