Рождественский пост – для тела и души
28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост. Его еще называют "Филлипповским" – по имени апостола Филиппа, ученика Иисуса Христа, чья память отмечается как раз накануне, 27 ноября, когда и принято "заговляться", то есть, в последний раз есть скоромную пищу. Впрочем, следует заметить, что это относится лишь к тем Поместным Церквам, которые пользуются устаревшим, Юлианским календарем. Их всего четыре – Русская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская.
Остальные, как и католики с протестантами, давно перешли на календарь григорианский, он же - гражданский. Преимуществом которого, как минимум, в глазах подавляющего большинства не слишком фанатичных верующих является возможность отмечать Новый год не в последнюю, самую строгую неделю Рождественского поста – а уже после Рождества, припадающего на 25 декабря. Как это, собственно, было и в Российской империи до революции – когда церковный и гражданский календарь совпадали.
Впрочем, наши люди обратили в преимущество даже и вышеуказанный недостаток. Ну, правда – у кого еще, кроме граждан постсоветских республик бывает целых два Новых Года – "новый" и "старый Новый", а некоторые умудряются отмечать и по два Рождества с двухнедельным перерывом.
Как поститься в Рождественский пост по Уставу.
Тем не менее, если говорить серьезно, Церковь в 40 дней означенного поста предписывает ограничения в пище. Строго говоря, конкретно регламентируется только ее вид – полный отказ от мясных и молочных продуктов, а также яиц. В остальном "календарь поста" выглядит следующим образом.
Среда-пятница – растительная пища без растительного масла, такой же режим – и в понедельник. Это так называемый "пост в честь Ангела-Хранителя", обычно соблюдаемый лишь монахами, но в этот период предписываемый и мирянам.
Вторник-четверг – такая же растительная пища, но "с вином и елеем". То бишь, разрешается спиртное и, опять же, растительное масло.
Суббота-воскресенье – к растительному маслу и вину добавляется еще и рыба. Исключением являются эти дни в последнюю неделю поста – накануне Рождества, тогда кушать можно лишь масло и вино, но не рыбку.
На всякий случай, уточним – под разрешением на вино подразумевается именно вино! А не санкция на водочный, пивной и прочий алкоголизм под благовидным предлогом "соблюдения церковного устава". Вино же во времена святых отцов, и создавших Устав Лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима (который и принят в РПЦ и всех православных церквам Украины) было только натуральное и сухое, максимум – полусухое. Никаких "водок" и даже "Кагоров". Впрочем, о-очень умеренное потребление последнего – все же меньше зло, чем регулярные "сто пятьдесят грамм для аппетита". Ведь кагор, как и другие красные вина, тоже содержит "ресвератрол" – биологически активное вещество, обладающее уникальными антиатеросклеротическими, противоопухолевыми и другими полезными свойствами.
Кухня православного поста – почти что "средиземноморская диета"
В целом, можно заметить, что пищевые рекомендации православных постов, особенно – Рождественского, больше всего напоминают таковые для признанной самой полезной диетологами "средиземноморской диеты". И даже с приятной модификацией по "французскому варианту" – с добавлением в рацион натуральных вин. Ведь в основе этого типа питания тоже лежат в первую очередь рыба и прочие морепродукты (типа морской капусты), овощи, растительное масло.
Конечно, аппетитной свежей зеленью зимой так просто не разживешься – но кто мешает налегать на салаты из той же запасенной на зиму капусты, обильно смазанные растительным маслом (лучше – нерафинированным, оно богаче на полезные вещества)? Ну а уж рыба в любых видах – тушеная, паровая, консервированная, даже жареная – это богатейший источник незаменимых в борьбе с атеросклерозом омега-3 ненасышенных жирных кислот.
Кстати сказать, рыба вполне может заменить собой другие источники животного белка. За исключением разве что больных анемией (малокровием) – им, все же, поститься по уставу не всегда показано. Кстати, запрещение на употребление рыбы в постные дни, отличные от субботы-воскресенья на Руси издревне носило чаще "виртуальный" характер. Тем более, что вышеупомянуытй Иерусалимский устав пришел к нам аж в 14 веке – на смену куда более "либерального" Студийского, принятого в Византии. А католики сейчас, после Второго Ватиканского Собора, с точки зрения православных норм, практически не постятся – их воздержание исчерпывается максимум ограничением приемов пищи. Например – не больше 3 раз в день, причем, скажем, какао с молоком приемом пищи не считается.
Однако, прежде чем завидовать западным христианам по поводу отсутствия у них строгих ограничений, принятых в Православии, стоит подумать – а всегда ли это хорошо? Ведь пост, собственно говоря, изначально задумывался не ради того, чтобы своим страданием от мук голода или неудовлетворенности пищей приносил некое "удовлетворение" грозному и мстительному Богу. Постное воздержание направлено исключительно на благо самого человека. В том числе – и в плане чисто физиологическом. Ведь "разгрузочные дни" и даже многодневные диеты никто не обвиняет в каком-то "садизме" – наоборот, люди садятся на них вполне довбровольно, безо всякой религиозной санкции. И, в итоге, получают немалую пользу для здоровья.
Так и с кухней православного поста. Можно, конечно, в перед Рождеством продолжать кушать мясо и мясопродукты. Но если последние получены не от свиньи, выращенной исключительно на натуральных продуктах, без гормонов, антибиотиков и прочей дряни – польза от такого питания крайне сомнительная. Рыбу то в океанах, по крайней мере, "кормовыми добавками" не подкармливают. Да, впрочем, и самое "экологичное" мясо, сыр и яйца все равно не содержат куда более полезных для организма полиненасыщенных жирных кислот.
В церковной среде весьма популярное выражение: "Бог поругаем не бывает". Чуть его модифицировав, можно с той же долей уверенности сказать, что и "организм поругаем не бывает" тоже. Чем мы его будем кормить – так он нас и отблагодарит. За пищу, богатую вредными жирами "благодарность" может последовать разве что в виде атеросклероза, гипертонии, стенокардии. А если в еде еще и куча гормонов – будет нарушаться еще и гормональный баланс человека.
Главный пост – в воздержании от зла.
Разумеется, пост не должен превращаться в какую-то убогую и тягостную "принудиловку". Кто-то может четко следовать всем рекомендациям Церкви – а для кого-то и отказ от котлеты будет подвигом. И, потом, с точки зрения христианства – главное воздержание перед Лицом Божьим – от злых мыслей, поступков, немилосердия.
В Житии одного из самых известных подвижников первых веков христианства, прп. Макария Великого, есть поучительный эпизод. Однажды ему явился дьявол, и с горечью произнес: "Ты мало ешь, Макарий – а я вообще не ем, ты мало спишь – а я вообще не сплю, единственное, в чем ты меня превосходишь – это своей любовью". А в Житии другого святого, священномученика Киприана Карфагенского, до своего обращения в христианство бывшего одним из самых могущественных языческих магов, повествуется о том, что к самым ответственным чародействам он готовился строгим 40-дневным постом, во время которого вкушал лишь воду и желуди.
Так что основным смыслом поста только "диета" отнюдь не является. Его период призван послужить очищению не только тела, но и человеческой души от всевозможного "мусора".
С другой стороны, чисто пищевая сторона не должна переходить в настоящее "фарисейство", кичение своей "благочестивостью". Даже великие постники из египетских и палестинских пустынь, приглашенные в гости к мирянам, чтобы не обидеть хозяев, могли есть даже мясо – и даже в пост.
А один друг автора статьи получил от своего знакомого батюшки, ныне архимандрита Киево-Печерской Лавры следующий совет: "Если в гостях за столом недостаточно постной пищи – ешь все, кроме мяса". С тех пор упомянутый верующий без всяких угрызений совести может позволить сходить к своим друзьям на день рождения или Новый Год – не обижая их своим отказом. Другое дело, что дома он всегда старается помнить о том, что подобное послабление не должно становиться правилом.
В заключении пожелаем нашим читателям, чтобы они, в меру своих возможностей, очистили тело от накопившихся "шлаков" воздержанием от скоромной пищи, а душу – от накопившихся там обид, горечи, бесчувствия. И в прекрасном настроении встретили радостный праздник Рождества.