Троица – праздник расцвета человеческой души
12 июня православные отмечают один из самых любимых в народе праздников - День святой Троицы.
Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, поэтому иногда этот праздник называют Пятидесятницей. До Рождества Христова Пятидесятница имела совсем другое значение. Древние иудеи праздновали Пятидесятницу в память о том, как Моисей получил на Синайской горе десять заповедей от Бога – это произошло на пятидесятый день после иудейской Пасхи (когда иудеи вышли из Египта).
Христиане же вкладывают в него совсем другой смысл. После Вознесения Христова, через пятьдесят дней после Пасхи, апостолы вошли в тот самый дом в Иерусалиме, где проходила Тайная вечеря. Этот небольшой дом на узенькой улочке, расположенной на горе Сион, сохранился и по сей день. В нем, на первый взгляд, нет ничего особенного. Но почему-то именно там не остается никаких сомнений в реальности священных событий, которые с ним связаны.
Когда апостолы вместе с Богоматерью вошли туда, внезапно послышался шум, словно от порыва сильного ветра во время бури. Вслед за этим посреди дома появились языки огня, которые, разделяясь, останавливались над головой каждого апостола. В пламени апостолы зримо ощутили присутствие Святого Духа. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан он был Богом-Сыном. Принятый апостолами Дух помог им выстоять и в теологических спорах, и под пытками, и перед лицом смерти. Сошествие Святого Духа считается началом христианской церкви.
Некому березу заломати…
Внародной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Ее символом стала молодая березка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие.
В постную среду на троицкой неделе деревенские девчонки семи – двенадцати лет собирались вместе и ходили заламывать березку. Березовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники. И начинали готовиться к четвергу-Семику: на длинные льняные нити нанизывали соломинки, фантики, лоскутки (между прочим, отличное упражнение для развития мелкой моторики!), запасали новый наряд. В четверг с утра детям жарили яичницу (это традиционное обрядовое блюдо символизировало жаркое летнее солнышко), давали с собой крашеные желтые яйца, и ребятня отправлялась в лес или на ополицу (край поля) “завивать” березку. Выбиралось красивое деревце, и его ветви завивались гнездышком, связывались попарно, заплетались косичкой, скручивались венком. На березку вешали приготовленные бусы, ленты, платки, украшали полевыми цветами. Вокруг березки водили хороводы с песнями, под ней устраивали трапезу, не забывая оставить птицам то, что не доели.
А, может быть, и нам попробовать “завить” березку? Конечно, ее совсем не обязательно рубить в лесу. Гораздо лучше найти симпатичное молодое деревце на территории вашего дачного участка, детского сада или школы и нарядить его в соответствии с народными традициями. Ствол можно обвить широкой красивой лентой, а ветви украсить венками из полевых цветов, соломенными бусами, разноцветными лоскутками, платочками. Смотрите, какая получилась красота!
Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой, троицкими дедами.
Торжество Троицы
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
После торжественной службы молодежь отправлялась развивать березку. Это нужно было сделать непременно, иначе, как считалось, березка может обидеться. Обряд повторялся, с хороводом, песнями, трапезой. Потом березу рубили и с песнями носили по деревне украшенное деревце.
Иногда березку не просто украшали лентами и бусами, а наряжали в девичий наряд – рубашку, юбку, фартук. Под юбку забиралась девочка, брала березку за ствол и двигалась впереди хоровода. Казалось, что березка сама возглавляет праздничные пляски.
"Березонъка белая,
Березонъка кудрявая,
На чем приехала?" -
"На ковре, на золоте,
На атласе, на бархате".
"У кого же ты гостила?"
"У отца, у матери,
У роду, у племени,
У красных девушек".
Хотят березонъку срубить.
И ее в речке утопить.
Наконец, березку развивали (“раздевали”) и топили в пруду или в реке. Считалось, что в этом случае березка отдает всю свою силу первым всходам на полях, способствует урожаю, а также благополучию людей, пишет aistenok.ru .