МоваЯзык

/ Mamaclub

Родительство как ответственность

702

Благодаря моде на ранее развитие родительская отговорка «Зачем учить чему-то ребенка, отбирать у него детство? В школе всему научат» несколько трансформировалась, уступив место уверенности, что ребенка всему научат в детском развивающем центре. Вопрос родительской безответственности не стал менее острым, просто приобрел иные акценты. О том, что является целью раннего детского развития и в чем состоит родительская ответственность в воспитании ребенка, рассуждает Марина Романенко, психолог, автор и ведущая «Школы профессиональных родителей», тренер педагогов «Первой Детской Академии».

Мы привыкли, что быть ответственным родителем – значит любить ребенка и заботиться о нем. Однако в чем должна заключаться эта забота? В том числе и в подготовке ребенка к дальнейшей взрослой жизни.

Родители готовы отдавать детей в развивающие центры – потому что модно. Потому что школы проводят тестирования первоклассников, хоть это и запрещено законодательно. Фактически существующий отбор в школы формирует страхи и ожидания у родителей, востребованость «подготовки к школе». А на самом деле готовить нужно к жизни, и не той, которой жили родители, а той, которая будет, вот только вызовов этой реальной стремительно меняющейся жизни родители как раз и не осознают, по-прежнему считая, что хороший детсад – тот, где ребенок выучит побольше стихов наизусть, освоит письмо, английский, арифметику…

Однако нужно ли сейчас настолько тренировать память, если есть Google? Стоит ли заучивать английские глаголы, но не пользоваться ими? Следует ли запоминать формулы, не понимая их смысла и назначения? Нет, гораздо важнее научить ребенка общаться (на родном и иностранном языках), формулировать свои мысли, ставить цели и добиваться их, находить нешаблонные решения проблем, адаптироваться к любой среде, быть самостоятельным. Именно это поможет реализоваться и в любой профессии, и в межличностных отношениях. И сделать это нужно в раннем возрасте, до 6 (8) лет, пока мозг формируется и в него закладывается социальная матрица – модель взаимодействия в социуме. Ведь то, что дети недополучат сейчас, – станет для них реальной проблемой в будущем, при выборе профессии, самореализации.

Какую развивающую программу выберут родители, будет ли она соответствовать этим критериям – вот в чем состоит (однако этим не ограничивается) ответственность родителей. По моим наблюдениям, только 30% родителей готовы тщательно изучать рынок услуг по раннему развитию ребенка, пробовать разные центры и садики, не считаясь со временем, потраченным на дорогу, и прочими трудностями. Еще 30% могут отдать ребенка в развивающий центр поблизости от дома, не тратя лишних усилий и не особо углубляясь в специфику программы развития. Остальные же вопросами посещения малышом дошкольных развивающих учреждений интересуются крайне мало.

Однако даже при выборе правильного садика или центра нельзя успокоиться и считать, что задача полноценного раннего развития выполнена. Ребенок усваивает ту модель поведения, ценности и ту информацию о мире, в рамках которых преимущественно существует. Поэтому именно мама и папа должны, прежде всего, прививать ему самостоятельность, целеустремленность, не ограничивать и не тормозить запретами его познавательный интерес к окружающему миру. Ведь гиперопека растит из малыша инфантильного неумеху, а убитый в детстве интерес к учебе, к познанию в школе уже не возродят даже самые талантливые педагоги. И даже если родителям кажется, что они не делают ничего вредного, – в раннем возрасте ребенок учится от всего, с чем соприкасается, постоянно, круглосуточно. События разворачиваются с огромной скоростью, и неизвестно, в чью пользу. (Впрочем, гиперопека – одна из самых острых проблем современного воспитания и тема для отдельного материала.)

Нивелировать проблему родительской безответственности, конечно, могло бы повышение уровня информированности общества. Законодательное обеспечение по вопросам ответственности родителей в Украине вообще нуждается в доработке и сопровождении подробнейшими разъяснениями. Потому что нормы, правила и наказания (за домашнее насилие, например) прописаны, но нет нормативных документов, описывающих инструменты взаимодействия родителей и детей, педагогов и детей, родителей и педагогов… Запреты есть – но нет отношений.

Государственные органы должны вести разъяснительную работу, однако этого не происходит. В сложившейся ситуации особенно важно родительское сознание, родительская ответственность, понимание родителями своей роли в сегодняшней и дальнейшей жизни маленького человека. У нас принято получать специальность, а вот родительству никто не учит. А ведь это работа – круглосуточная и пожизненная, в которой имеет значение каждый шаг. К сожалению, пока запроса на «профессиональное родительство» нет, как нет и массовых общественных инициатив родителей. И даже активисты форумов и соцсетей «для мамочек» далеко не всегда задумываются о вопросах вызовов будущей жизни и соответствующего им образования, в том числе раннего развития. Хотя, конечно, это именно та аудитория, с которой нужно работать, дискутируя на эти темы.

Система образования – вещь весьма малоподвижная и консервативная, а кроме того, не охватывающая самый ранний, но не менее продуктивный возраст для развития – до 3 лет. Более того, обязательность образования не решает вопроса его качества. И поэтому, если мы, родители, не будем проактивны, сознательны, ответственны – наши дети будут по-прежнему расти не готовыми к завтрашнему дню, напичканными мгновенно устаревающими знаниями, с задавленным потенциалом, не способными общаться, встраиваться в глобальный мир и реализовывать себя.
 

Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!

Читайте все новости по теме "Дошкольный период" на OBOZREVATEL.

0
Комментарии
0
0
Смешно
0
Интересно
0
Печально
0
Трэш

Блоги медицины