Как подготовить ребенка к завтрашнему дню, о котором мы ничего не знаем

669
Как подготовить ребенка к завтрашнему дню, о котором мы ничего не знаем

Абрахам Маслоу утверждал, что обучение должно быть направлено на личностный рост, на развитие способности делать выбор, на создание собственной системы ценностей на основе полученных знаний.

Абрахам Маслоу утверждал, что обучение должно быть направлено на личностный рост, на развитие способности делать выбор, на создание собственной системы ценностей на основе полученных знаний. А для достижения этого эффекта, обеспечения психологической и биологической идентичности человека, по мнению ученого, необходимо, в частности, раннее обучение живописи, музыке, танцу, то есть развитие всех заложенных в ребенке способностей.

Видео дня

Сегодня, когда мир меняется стремительно и ежеминутно, мы не можем предугадать, какие профессии будут востребованы завтра, какие компетенции помогут достичь успеха в бизнесе, науке, искусстве, да и в жизни в целом. Единственная константа в наше время – изменения. Таким образом, самыми главными для человека становятся адаптивность, умение самостоятельно принимать решения, способность коммуницировать, определять свои цели и достигать их, стремление и способность постоянно учиться. Просто сумма намертво усвоенных быстро устаревающих знаний не поможет человеку, когда он столкнется с новыми технологиями, задачами, вызовами, наоборот, помешает освоить новую сферу деятельности, будет "тянуть на дно" и лишать уверенности в себе.

Как известно, лучше всего знания и навыки усваиваются в самом раннем возрасте. Однако вопрос в том, какие именно навыки нужно развивать, чтобы в дальнейшем никакие изменения не были болезненными и пугающими для человека, чтобы он был научен, прежде всего, выживать и адаптироваться. Ответом на него может послужить предложенная американским психологом Говардом Гарднером теория множественных интеллектов.

По мнению ученого, интеллект – это способность человека решать проблемы или создавать продукты, ценные в рамках данной или нескольких культур, а также находить и ставить новые проблемы как фундамент для приобретения новых знаний. Интеллект человека Гарднер предлагает рассматривать как совокупность восьми различных основных, базовых, коренных интеллектов, так называемых восьми "секретов мыслительного производства". Именно они позволяют человеку наиболее полно взаимодействовать с окружающим миром, обрабатывать самую разную информацию.

Итак, восемь интеллектов, согласно Гарднеру, таковы: языковой (владение языком, любовь к словам и стремление их исследовать), логико-математический (рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимосвязях), музыкальный (способность воспринимать, сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре), пространственный (способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их и модифицировать зрительные образы), телесно-кинестетический (совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами), интраперсональный (умелое распознавание своих чувств и настроений), интерперсональный (умелое распознавание чувств, настроение, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управления поведением), интеллект естествоиспытателя (распознавание и классификация природных объектов).

Все люди наделены всеми видами интеллекта, но интеллектуальный профиль – сочетание и преобладание этих способностей – у каждого человека индивидуален, неповторим. Это и влияет на дальнейшую жизненную реализацию ребенка: доминанта языкового интеллекта приведет его в сферу, например, преподавания, создания текстов, логико-математического – в область программирования или шахмат, музыкального – на стезю исполнителя или композитора, пространственного – в дизайн или архитектуру. При доминировании телесно-кинестетического интеллекта ребенок будет тяготеть к танцам, актерству, хирургии, военной службе, интраперсонального – станет психологом или советником, интерперсонального – добьется успехов в продажах, политике, управлении, естествоиспытательского – станет отличным фермером.

Впрочем, интеллектуальный профиль личности подвержен изменениям и под влиянием жизненных обстоятельств. И если в раннем детстве были перепробованы все способы познания мира и решения задач, то в зрелом возрасте человек легко актуализирует тот из своих интеллектов, которого потребует от него сложившаяся ситуация.

Теория восьми интеллектов Говарда Гарднера, хоть и вызывающая споры, как и любая другая идея в "тонкой" области психологии, однозначно хороша тем, что подтверждает эмпирическую уверенность опытных педагогов: дети бывают умны по-разному. А это значит, что при индивидуальном подходе, при учитывании преобладающего способа познания в составлении учебных программ, преподавании и оценивании можно эффективно обучать самых разных детей. Если с самого детства с ребенком работают и общаются так, чтобы максимально развить весь заложенный в нем потенциал, навыки, которые позволят ответить на любые вызовы динамично меняющейся глобальной среды, то он, безусловно, станет полноценной, гармоничной, открытой к миру, успешной личностью.

Такие программы дошкольного обучения давно функционируют на западе и, к счастью, уже разработаны и в Украине и успешно внедряются в некоторых центрах раннего развития.

disclaimer_icon

Материалы на этом сайте рекомендованы для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты MedOboz гарантируют, что весь контент, который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель – максимально качественно информировать читателей о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний. Призываем не заниматься самолечением, а для диагностики заболеваний и определения методов их лечения советуем обращаться к врачам.

Популярные врачи

Лекарства