Как воспитать победителя: 15 советов от семейного психолога

1,1 т.
Как воспитать победителя: 15 советов от семейного психолога

Кто из нас не мечтает, чтобы наш ребенок всегда добивался успеха? Анастасия Гарбарук, гештальт-терапевт, известный семейный и детский психолог, сформулировала несколько советов родителям, которые хотят вырастить победителя.

Для начала стоит определиться с понятием Победитель. По мнению Анастасии, это человек, который познал глубинный смысл жизни, нашел свое предназначение, обрел уверенность в своих силах. Человек, который обладает спокойным мужеством, способный отдать без сожаления и принять с благодарностью, с несчастьями он справляется достойно и умеет сразу же забывать о них.

Принципы воспитания, которые помогут сформировать у ребенка уверенность в себе:

Видео дня

1. Позволять рисковать. А еще принимать решения и брать за них ответственность. Не старайтесь уберечь от ошибок и последствий. Помните, что ваши страхи и страхи ребенка – разные вещи.

2. Подбадривать ребенка. Замените общие слова похвалы на конкретные обсуждения успехов. Если ребенок показывает рисунок, обговорите детали: «Мне понравился твой рисунок, потому что на нем мой любимый зверь заяц и на нем красный бант, а это мой любимый цвет». А дальше – попросите ребенка рассказать, что, как и почему он нарисовал, что делает нарисованный заяц и почему на нем красный бант и т.п. Избегайте слова «молодец», оно очень общее. Хвалите девочек и мальчиков по-разному. На примере приготовления еды: девочку хвалим за качества: «Ты - хозяюшка, умничка, талантливая». Мальчика хвалите за действие: «Ты отлично порезал картошку, так умело стушил овощи»

3. Настраивать на успех на примерах. Делитесь своим опытом, расскажите малышу, что в его возрасте вы тоже чего-то не умели, но у вас все равно получилось! Покажите видео о других детях на YouTube, у которых получается то, в чем сейчас пробует себя ваше чадо.

4. Вместе мечтайте и фантазируйте. Пофантазируйте с ребенком, чем бы вы занялись, окажись вдвоем на необитаемом острове. Кстати, эта техника помогает выявить потребности и нужды, а также проблемные места в ваших отношениях.

5. Неудачи переводите в опыт. Например, быстро ехал с горки, упал, разбил колено – сначала окажите помощь, потом прокомментируйте ситуацию, поставив на первое место плюс, а потом зону развития: «Ты научился ездить быстро, но теперь осталось научиться держать баланс».

6. Научите коммункациям. Показывайте на своем примере, как надо знакомиться, общаться, делать комплименты, слушать и слышать и т.п. Помогите ребенку обрести друзей и стимулируйте дружбу – приглашайте домой, организовывайте совместные походы на природу, в кино и т.п.

7. Помогайте найти сферу развития. В разном возрасте – разные желания. Хорошо, если ребенок до 6 лет сможет определиться с занятиями. Покажите ему как можно больше, дайте поле для выбора. Но только не забывайте, что любовь к процессу обучения у ребенка рождается в процессе выбора, набивания своих шишек т.п. Позволяйте детям сделать выбор и найти себя, свои интересы. Ребенок запомнит только то, что ему интересно. Вряд ли вы со школьной скамьи помните хоть что-то, что вас заставили выучить. 73% информации полученной за всю жизнь ребенок получает до 7 лет – до момента, когда головной мозг сформирован полностью. Поэтому очень важно предоставить ребенку до этого возраста широкий диапазон занятий и дать доступ к информации. Объясняйте, какие возможности перед ним откроются – если, например, он хорошо освоит иностранный язык. Первоклашка не хочет учить уроки? Ок. Путь принесет несколько двоек, ощутит себя в ситуации «быть двоечником», поймет, нравится ли ему такое положение дел.

8. Научите уважать отличия, а не завидовать. Важно научить ребенка принимать себя как личность со своими особенностями. Покажите, что эти отличия, качества, можно уважать, вместо того, чтобы им завидовать. И то, чего нет у тебя, можно заимствовать у других, попросить научить.

9. Приучайте к дисциплине. Покажите, что только систематичные действия приводят к достижению результата. Дисциплинированным людям всегда проще достигать целей. Благодаря дисциплине формируются важнейшие качества лидера - ответственность, характер, любовь к тому, что делаешь, умение работать в команде. Формированию дисциплины способствуют также увлечения и дополнительные занятия, даже если ребенок меняет их едва ли не каждый месяц. Старайтесь показывать привлекательность того или иного занятия. Найдите вместе с ним способ достичь хоть каких-нибудь успехов.

10. Сформируйте единую стратегию поведения для всех родственников. На ребенка оказывают влияние не только родители. Если у родственников, учителей воспитательный процесс происходит через стыд/страх/вину, то это может обернуться заниженной самооценкой. Бороться с этим можно, используя следующий алгоритм: запретите всем родственникам акцентировать внимание на неуспехах ребенка. Вместе с ребенком найдите у него сильные качества и научите ими пользоваться. Не бойтесь «нарциссизма»: «Зато я хорошо считаю». Пора избавляться от советских стереотипов, твердящих, что хвалить себя нельзя. Напоминайте об успехах и замечайте прогресс: «Эта картинка, на мой взгляд, лучше, чем та, которая была вчера. Она сочнее и тут графика лучше. А ты как считаешь?». Доказанный на практике пример: если в школе исправление ошибок красной пастой заменить на подчеркивание успешных моментов зеленой пастой, успехи в обучении достигаются на порядок быстрее.

11. Отследите виртуальные интересы и перенесите их в реальный мир. Если ребенок залип на компьютерных играх, это может свидетельствовать о нехватке внимания со стороны взрослых, неправильно организованном режиме дня и досуге, недостаточном развитии интересов ребенка, отсутствии хобби, постоянных упреках. Проведите ревизию перечисленного.

12. Выделите время для пап. Желательно, чтобы ребенок проводил время с папой наедине – это придаст системности в развитие ребенка. Если детей двое-трое, папа должен иногда проводить время с ними по отдельности.

13. Уверенность = предсказуемость. Никакие действия с ребенком – в любом возрасте – нельзя предпринимать неожиданно. Всегда рассказывайте, предупреждайте заблаговременно: на выходных поедем к бабушке с дедушкой, а через неделю на море и т.п. Если вы предупредили, что уходите, но малыш все равно плачет – уходите! Ребенок должен понимать, что вы принадлежите не только ему, но и социуму, и работе, и друзьям. Только помните, процесс расставания важен.

14. Заботьтесь с уважением. Забота формирует счастье. Безусловно, ребенок должен быть одет, обут, накормлен и чувствовать себя в безопасности. Но делайте все это с уважением к его личности: не выбрасывайте ничего из вещей ребенка без его разрешения. Это самое серьезное, что угрожает его границам.

15. Забудьте о принуждении. Действия по принуждению могут сделать ребенка менее уверенным в себе. Частое употребление даже простых манипуляций, вроде: «Давай лучше вот это посмотрим», формирует установку - «Я не могу отстоять свою точку зрения». Только умение отстоять свою точку зрения формирует лидера. И когда в 15 лет вашему подростку предложат покурить травку он откажется. А если в детстве его часто склоняли родители к своим решениям, он вряд ли сможет отказаться от заманчивого предложения. Принуждение касается и проявления несвойственных эмоций вроде: «Ну, поцелуй бабушку». Если ребенок отказывается сделать что-то – это не повод принудить его проявить эмоцию по вашей воле. Это повод поговорить о чувствах позднее, тет-а-тет.

И главное - всегда говорите ребенку правду!

Источник:
disclaimer_icon

Материалы на этом сайте рекомендованы для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты MedOboz гарантируют, что весь контент, который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель – максимально качественно информировать читателей о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний. Призываем не заниматься самолечением, а для диагностики заболеваний и определения методов их лечения советуем обращаться к врачам.

Популярные врачи

Лекарства