И зачем им всё это творчество?

627
И зачем им всё это творчество?

Родители тратят всё больше денег на творческие кружки, мастер-классы и поделочные материалы для своих детей – и при этом всё чаще идут к психологу: ребёнку тяжело учиться и делать уроки. Вообще-то творчество должно помогать в учёбе… В чём же дело? Удивительно, но факт: посещение кружков и студий может не иметь ничего общего со спонтанным, вдохновенным детским творчеством, без которого действительно трудно и развиваться, и учиться. Как же всё это объединить?

Ане 9 лет, ей стало трудно выполнять домашние задания. Она медленно делает уроки дома, всё время отвлекается. Если не контролировать, то и вовсе начинает лепить или рисовать. Творить может часами, не замечая времени. Я попросила принести что-нибудь из результатов творчества. Работы были удивительно разные, сложные по исполнению. И интересно, что рисовала и лепила Аня очень быстро. Мы попробовали соединить творческий ресурс с выполнением домашних заданий. И вот что получилось. Задачи по математике Аня стала сначала иллюстировать, всё, о чём говорилось в условии, она лепила из пластилина или вырезала из бумаги. Это было наглядно и интересно, и решать задачи стало легче. С русским языком было сложнее. Много ошибок при списывании, много отвлекалась именно оттого, что боялась ошибки. Лепить или рисовать фразы не хотелось. И тут на помощь пришёл танец. Аня читала вслух упражнение и передавала в движении всё, о чём шла речь. Тело включалось, в танце уходило излишнее напряжение, и дело, к большому удивлению родителей, шло намного быстрее. Ведь до 3-го класса с её творчеством они только боролись: «Сначала сделай уроки, потом будешь рисовать, играть, танцевать». Конечно, важно, как родители сами относятся к творческим занятиям и их результатам. Например, вешают ли рисунки на стены, слушают ли стихи или тихо вздыхают: «Лучше бы учился, танцем себя не прокормишь». Сейчас Ане 16 лет, с учёбой всё в порядке, и она выбрала профессию художника-дизайнера.

Видео дня

Игра против логики или…?

В последние 10–12 лет нейропсихологи и психологи бьют тревогу. Дело в том, что до 7 лет ребёнку важнее всего двигаться, петь, играть, сочинять – это его основные занятия, необходимые для правильного развития. Нехватка такого «несерьёзного» опыта вызывает серьёзные проблемы. Но дети часами занимаются подготовкой к школе, языками, сидят за компьютером. Возникает информационная перегрузка, а творчество отходит на второй план. И этот дисбаланс мы наблюдаем уже в середине 2-го класса. Тогда у детей недопрыгавших, недоигравших возникают сложности с умением фокусироваться на выполнении задания и расслабляться, снимать накопленное напряжение.

Часто родители говорят: у ребёнка и так много творческих занятий – рисование, танцы, керамика. Но есть ли время для свободного творчества, когда работа делается не по заданной теме или схеме, а сам ребёнок придумывает то, что для него важно именно сейчас? И способы творческого выражения выбирает сам. Так ребёнок помогает себе концентрироваться, находить решения сложных задач, смотреть на ситуации с разных сторон.

Научные доклады – это интересно!

Каждый человек рождается личностью создающей и созидающей. Но куда потом что девается? В школе творческая активность детей часто, к сожалению, превращается в пассивное отсиживание уроков. Почему?

Возможно, потому, что в обществе стали различные виды искусств воспринимать как нечто отдельное от обычной жизни, чем занимаются, в первую очередь, те, кто одарён в этих областях. Если до школы дети ещё танцуют, рисуют, играют, лепят, сочиняют, то к школе вы часто можете услышать от родителей: теперь некогда, нужно учиться, на творчество не остаётся времени. И творческие занятия воспринимаются как развлечение и отвлечение от чего-то по-настоящему важного и серьёзного. В школе на рисование, музыку и труд часов отведено по 1 уроку в неделю. И даже на этих немногочисленных занятиях тоже не всегда есть простор для свободного творчества. А это необходимо, как воздух. У меня был опыт работы в прогрессивном лицее в Москве. Ученики готовились к научной конференции: брали интересующую тему по профилю, готовили доклады. При этом сильно волновались, читали уныло и монотонно, думая, что это никому не интересно. И возникла идея провести с докладчиками тренинг раскрытия творческих ресурсов. Дали им краски, пластилин, бумагу, пастель, фломастеры, разноцветные скотчи, музыкальные инструменты, платки для костюмов. Можно было выбрать любой вид творческого выражения: писать стихи, прозу, разыграть мини-спектакль, оперу, сделать арт-объекты и включить их в презентацию – всё в рамках выбранной научной темы. Это было увлекательное зрелище для участников и зрителей. Но что я обнаружила как психолог?

Арт-материалы вызывали много чувств: восторг, любопытство, вдохновение, азарт, дух соревнования. Подростки говорили, что не держали пластилин в руках много лет, что давно не рисовали, не играли… А ведь именно это помогает превратить «скучную» и объёмную информацию в захватывающую историю. Как сделать так, чтобы дети включали в учёбу творческую часть? Нужна ежедневная практика! Пусть человек сам выберет, какой предмет сделает таким образом сегодня: доклад по биологии или русский язык. Ну, а что можно сделать творческого, когда пишешь упражнение по русскому языку? Например, петь буквы, придумывая разные ритмы, музыкальные стили. Петь фразы. Тогда и телесные зажимы будут уходить, не будет «деревянного» тела.

Рекомендации родителям

Присмотритесь к ребёнку, чем он готов заниматься в свободное время. Возможно, именно этого ему не хватает, чтобы учиться не из-под палки, а с интересом.

Организуйте пространство для творчества дома. Дайте в распоряжение бумагу, пастель, глину, клей, разноцветные скотчи, ткани, ватман, цветную бумагу – на что фантазии хватит.

Дайте возможность ребёнку творить, когда душа пожелает. Кстати, именно так человек сам себя балансирует. Многие проблемы уйдут сами, когда есть возможность их решать творчески.

Цените такие работы. Делайте домашние выставки.

Даже если вам кажется, что корова не похожа на корову, а соседский Вася рисует лучше, не сравнивайте своего творца с другими.

Творите сами – тогда вы будете более интересны для своих детей, они будут вам доверять.

Источник: www.za-partoi.ru

Источник:
disclaimer_icon

Материалы на этом сайте рекомендованы для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты MedOboz гарантируют, что весь контент, который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель – максимально качественно информировать читателей о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний. Призываем не заниматься самолечением, а для диагностики заболеваний и определения методов их лечения советуем обращаться к врачам.

Популярные врачи

Лекарства