Особенности исправления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Родителям, которые занимаются с детьми устранением речевых нарушений в домашних условиях, необходимо помнить, что работе с каждой возрастной группой свойственны свои определенные особенности.
Младший дошкольный возраст
Так, перед 3-4-летними детьми нецелесообразно прямо ставить задачу – учиться выговаривать тот или иной звук. Ведь большинство из них просто не осознают своих ошибок.
Практика показывает, что сосредоточение внимания детей в этом возрасте на недостатках их произношения нередко приводит к тому, что они начинают стесняться разговаривать с окружающими, перестают отвечать на вопросы.
Следовательно, нужно в большей мере направлять их внимание на восприятие фонетически правильной речи окружающих.
Взрослые же должны говорить с ними четко, не спеша. Особенно благоприятные условия для этого создаются во время выполнения разных режимных моментов, игр (особенно с напевами и на звукоподражание, к примеру, «Каравай» и другие).
Малыши, напевая, проговаривают стишок или поют песню, в которой слова заучивают полностью. Это особенно важно для правильного восприятия их звуковой структуры. При таких условиях, хотя у ребенка еще нет отдельных звуков, правильная структура слова сохраняется.
Позитивным является и то, что игры можно проводить по несколько раз. Детям очень нравятся повторения. А это как раз и создает условия для автоматизации звуков, которые они умеют выговаривать отдельно, но в самостоятельной речи еще не употребляют.
Средний дошкольный возраст
С детьми среднего дошкольного возраста вполне целесообразно применять специальные приемы постановки того или иного звука, однако они также должны быть игрового плана.
Средние дошкольники уже замечают ошибки в разговоре других людей, но определить, в чем именно они заключаются, пока не способны. Это потому, что у большинства из них только начинает развиваться способность слуховой дифференциации и звукового анализа речи.
Именно в этом возрасте и следует начинать работу по ее формированию. И здесь опять же не обойтись без игр. Например, существует специальная игра на слова-паронимы, которые отличаются только одним звуком (нос – нож, коза – коса).
Работая над звукопроизношением ребенка, нецелесообразно предлагать ему повторять старые, хорошо знакомые стихи, в которых определенные слова он произносит неправильно. Каждый раз необходимо включать новые, интересные за содержанием и небольшие по объему тексты. Разучивая их, следует интонационно выделять нужный звук, обращая внимание ребенка на его произношение в слове. При этом нужно показывать, як правильно держать язык, губы. Такие приемы побуждают ребенка сосредоточивать внимание и на звуковой стороне речи.
Старшие дошкольники
Среди старших дошкольников сравнительно немного детей с недостатками звукопроизношения, но с ними необходимо углубленно работать. Особенно с теми, у кого недоразвит фонематический слух. Это обеспечит своевременную подготовку их к школе и будет способствовать уменьшению количества неуспевающих и второгодников в начальных классах.
Особенное внимание в работе со старшими дошкольниками, кроме исправления недостатков произношения, уделяется фонематическому анализу. Успех же работы будет обусловлен степенью развития речи каждого из них, характером произношения, состоянием фонематического слуха и слухового восприятия.
Так, старшие дошкольники с хорошо развитой речью, правильным произношением и нормальным слуховым восприятием решают элементарные задания звукового анализа без ошибок. Они легко определяют наличие или отсутствие звука в слове, различают похожие звуки, придумывают слова или отбирают рисунки на заданный звук. В то же время большинство детей с указанными выше недостатками допускают ошибки.
Следовательно, со старшими дошкольниками нельзя ограничиваться только исправлением недостатков речи. У них необходимо развивать фонематический слух и слуховое восприятие.
Также для всех возрастных групп дошкольников очень полезны артикуляционные упражнения и упражнения для развития дыхания.