Новые условия рекламы лекарств от МОЗ озадачили экспертов
Что можно, а что нельзя? Минздрав Украины в очередной раз предложил поменять условия рекламы лекарственных средств, которые обеспокоили экспертов и представителей фармбизнеса. Вопрос популяризации лекарств не раскрыт или раскрыт в пользу конкретных производителей, - считают специалисты, называя новые условия Минздрава абсурдными.
Еще одно нововведение от чиновников - создание Единого регуляторного органа в фармацевтической сфере, также взбудоражило экспертов и производителей. Финансовый статус будущего контролирующего органа, который будет "самостоятельно зарабатывать, благодаря платежам участников фармацевтического рынка" вызывает слишком много вопросов. Насколько оправданы нововведения МОЗ и почему они все больше напоминают товарно-рыночные отношения с производителями?
На правах рекламы: новые критерии Минздрава
Реклама лекарственных средств в Украине довольно долго относилась к табуированным темам, поскольку Перечень лекарственных средств, запрещенных для рекламы, имел несоответствие с данными Государственного реестра препаратов. Чтобы якобы усовершенствовать эти критерии, Минздрав решил внести новые решения, которые эксперты считают слишком неоднозначными.
"В Минздраве снова играются с рекламой лекарств. Дошло до абсурда. Минздрав фактически отрабатывает бизнес-заказы производителей и плевать хотел на потребителей", - пишет в своей странице Facebook руководитель общественной организации "Союз потребителей медицинской продукции" Владислав Онищенко.
В Критериях запрета рекламирования безрецептурных лекарств сейчас так:
торговое название лекарственного средства и/или международное непатентованное название (МНН) и форма выпуска готового лекарства такая же, как и препарата, рекламирование которого запрещено.
Минздрав предложил следующую редакцию этого пункта: торговое название (включая торговую марку или наименование производителя) лекарственного средства такое же, как и лекарственного средства, которое отпускается по рецепту врача.
То есть теперь препараты с одинаковой МНН могут иметь как рецептурный статус, так и безрецептурный. При этом одни запрещено рекламировать, другие с таким же действующим веществом, разрешено.
До этого нововведения, если препараты с определенной МНН имели рецептурный статус, то и безрецептурные средства с такой же МНН не имели права рекламироваться. Минздрав предлагает эту норму убрать, что вызывает обеспокоенность экспертов, включая производителей и потребителей.
Кто будет финансировать Единый регуляторный орган?
Создание Единого органа государственного контроля лекарственных средств - одна из основных целей Минздрава и требование нового Закона "О лекарственных средствах", который еще не вступил в силу. На первый взгляд, инициатива создания государственного контролирующего органа в фармацевтической отрасли - важное условие для создания евроинтеграционного фармацевтического рынка.
Однако экспертов удивили положения дорожной карты создания данного органа, которую представила заместитель министра здравоохранения Украины по евроинтеграции Марина Слободниченко. В особенности занимателен пункт о финансовой независимости Единого органа контроля:
"Орган государственного контроля должен быть финансово состоятельным: со временем он получит возможность самостоятельно зарабатывать благодаря платежам участников фармацевтического рынка", - пояснила Слободниченко.
Что именно подразумевают чиновники под "платежами участников" - пока не известно, но производители и эксперты фармрынка уже недоумевают: каким образом государственный контролирующий орган в фармацевтическом секторе может брать какие-либо платежи с участников рынка? Как бы там ни было, Минздрав тверд в своих "инновационных" решениях, которые все больше напоминают товарно-рыночные отношения с производителями.