Жара восстановила рынок пива
Жара в европейской части России помогла российскому рынку пива восстановиться после катастрофического для отрасли января, когда производство пива упало на 44,2%. По результатам первого полугодия общее падение рынка составило лишь 9,9% к показателям 2009 года, а некоторые пивные компании даже смогли закончить полугодие в плюсе.
Росстат подвел итоги первого полугодия 2010 года. Официальные цифры свидетельствуют о том, что российский рынок пива практически сумел преодолеть последствия трехкратного увеличения акциза в начале года. Увеличение пивного акциза привело к удорожанию продукции и снижению потребительского спроса. Правда, впечатляющие цифры январского падения во многом объясняются тем, что производители, зная об увеличении акциза, постарались максимально загрузить свои склады продукцией, произведенной до повышения налоговой нагрузки.
Тем не менее по итогам первого квартала 2010 года Росстатом было зафиксировано падение объемов производства пива на 19,7%. По данным «Бизнес-Аналитики», потребление пива в России в этом же периоде снизилось на 11,5%. Практически все лидеры российского пивного рынка зафиксировали в первом квартале снижение объемов производства: пивоваренная компания «Балтика» – на 19,7%, Sun InBev — на 14,4%, Heineken — на 8%.
Тяжелое начало года позволило исполнительному директору пивоваренной компании Carlsberg Йоргену Буль Расмуссену дать прогноз, согласно которому продажи пива в России упадут к концу 2010 года на 10–13%.
Однако жаркое лето позволило российскому пивному рынку во втором квартале фактически восстать из мертвых – позитивную динамику отмечают все игроки рынка. «Стабильно жаркая погода на большинстве территорий России позволила сократить темпы снижения производства в пивоваренной отрасли», – признает менеджер по внешним коммуникациям Союза российских пивоваров Юлия Храмайкова. При этом пивовары отмечают, что на фоне падения пивного рынка производство водки в России в первом полугодии выросло на 5,6%. В Союзе российских пивоваров такой перекос в сторону водки связывают с непродуманной, на их взгляд, акцизной политикой государства.
По итогам первого полугодия самые лучшие показатели у турецкого пивоваренного гиганта Efes. По данным компании, Efes сумел за январь–июнь нарастить продажи на 12%, до 590 млн л. В компании успех объясняют грамотной маркетинговой политикой и эффектом низкой базы в прошлом году.